Фестиваль "Декабрьские вечера" в 2024 году посвящен теме "Торжество природы"
Легендарный фестиваль, основанный еще пианистом Святославом Рихтером и директором Пушкинского музея Ириной Антоновой, по традиции стартовал в первый день зимы - уже в 43-й раз. "Декабрьские вечера" стали уже настоящим символом ГМИИ - сегодня уже трудно себе представить музей без традиционной концертной программы с участием известных артистов. В этом году она приурочена к выставке "Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России", повествующей о пышной барочной жизни, торжестве природы и изысканных натюрмортах.
"Надеюсь, все мы получим огромное удовольствие от творческого декабря. А тот, кто сможет посетить все концерты фестиваля, увидит и прочувствует наш уже музыкальный натюрморт", - уверен художественный руководитель "Декабрьских вечеров" маэстро Юрий Башмет.
Семь концертов нынешнего фестиваля, следуя идее выставки, сфокусированы вокруг опусов Северного Возрождения и франко-фламандского барокко, за которую отвечают специалисты музыкального барокко, вокальный ансамбль Intrada и единственные зарубежные гости в этом году - "Гуйвартс-трио" из Бельгии. Сочинения композиторов XX века, посвященные зверям и птицам, представит квартет Даниила Когана (скрипка), Михаила Безносова (кларнет), Марии Зайцевой (виолончель) и Арсения Тарасевича-Николаева (фортепиано). О природе живой и мертвой - именно так называется заключительный вечер фестиваля - расскажет династия семьи Башмет, камерный ансамбль "Солисты Москвы" и Константин Хабенский. Два концерта "Декабрьских вечеров" станут приношением Святославу Рихтеру и юбиляру этого года, композитору Альфреду Шнитке. В первом из них выступит трио - пианист Николай Луганский, скрипач Павел Милюков и виолончелист Александр Князев. Для второго события маэстро Владимир Спиваков впервые за 14 лет выйдет на сцену как скрипач, чтобы исполнить Сонату для скрипки и фортепиано №1 Шнитке.
Все концерты, как всегда, будут проходить в одном из роскошных павильонов ГМИИ имени Пушкина, в окружении картин и в атмосфере высокого элитарного искусства. Исполнительный директор фестиваля Константин Черкасов сообщил, что билеты на весь фестиваль почти закончились - а это значит, что интерес к нему по-прежнему очень высок.
"Декабрьские вечера" открылись "Вакхическими песнями" - музыкально-литературной программой, где музыке вторила поэзия. Актер Сергей Шакуров зачитывал стихотворения, или созвучные произведениям, которые играл следом камерный ансамбль "Солисты Москвы", или же те, которые прямо были связаны с историей создания сочинений (как струнный секстет "Просветленная ночь" Шенберга и одноименный стих немецкого поэта Рихарда Демеля, вдохновивший композитора). В первом отделении прозвучал настоящий раритет - камерная пьеса "Молодой Аполлон" Бриттена, в которой он воплотил кульминационный момент противостояния древнего бога света Гипериона и идущего ему на смену Аполлона. Солист, победитель международного конкурса Чайковского Дмитрий Маслеев, исполнивший эту музыку впервые, также героически сражался с непростой фортепианной партией - лапидарного характера пассажами, глиссандо, мощными аккордами, которым не менее пафосно отвечал струнный оркестр.
Во втором отделении гостей пригласили окунуться в чарующие танцевальные ритмы и напевы народной музыки. Виртуозная "Цыганка" Равеля - визитная карточка всех скрипачей - в интерпретации еще одного лауреата конкурса Чайковского Ло Чао Вэня - получила блестящее концертное воплощение: скрипач буквально обрушивал на слушателей двойные ноты, тремоло, каденции. Эту звуковую вакханалию сменили томные "5 ощущений танго" Астора Пьяццоллы, в которой чувственные мелодии "короля танго" с ностальгической ноткой выводил баянист Олжас Нурланов. "Румынские танцы" Бартока, сыгранные с неистовым "драйвом" и энергией, и "Русская песня" Стравинского из оперы "Мавра" стали вершиной этого буйства звуков, красок, слов - музыкального натюрморта, в котором, по словам Юрия Башмета, "объединились разные краски, разные грани, разные ракурсы, разные предметы".