Что такое 25-й кадр и реально ли с  его помощью воздействовать на людей. Простыми словами

25-й кадр — известный миф о способе воздействовать на подсознание человека с помощью вставки «лишнего» кадра в видеоконтент. Сам создатель этой «методики» Джеймс Вайкери признал, что результаты экспериментов были им сфабрикованы. Однако до сих пор остаются те, кто верит в эффективность бессознательного усвоения информации благодаря 25-му кадру. Более того, приём всё ещё используется в фильмах и другом видеоконтенте.

Что такое 25-й кадр и реально ли с  его помощью воздействовать на людей. Простыми словами
© Секрет Фирмы

Эксперты статьи: - Вице-президент по стратегии и новому бизнесу КРОС Ксения Касьянова. - Юрист, управляющий партнёр AVG Legal Алексей Гавришев. - Управляющий партнёр ST agency Евгения Соколовская.

Что такое 25-й кадр — история мифа

В течение лета 1957 года американский маркетолог Джеймс Вайкери провел эксперимент в кинотеатрах в штате Нью-Джерси: во время просмотра триллера «Пикник» зрителям демонстрировались кадры с надписями «Выпей Кока-Колы» и «Голоден? Ешь попкорн».

Длительность этой рекламы, как писали в журнале Life в 1958 году — 1/3000 секунды. Изображение выводили на экраны с помощью дополнительного проектора раз в пять секунд.

Вайкери утверждал, что за шесть недель эксперимента продажи напитка выросли на 57,7%, а попкорна — на 18,1%, а покупать продукцию люди стали, по сути, неосознанно.

© СС0

Маркетолог основал компанию Subliminal Projection Company, Inc., предлагая воспользоваться революционным способом рекламирования продукции. Однако заявление его вызвало настоящую бурю негодования: профессиональные ассоциации отказались заниматься рекламой, которая воздействует на подсознание, вмешаться в историю собирались конгрессмены и сенаторы.

Одновременно начались независимые исследования и эксперименты. Все они не показали подобной эффективности.

Например, телекомпания BBC включила в одну из передач бессмысленное сообщение «Пири побивает мировой рекорд» — именно это сообщение длилось 1/25 секунды, тогда и появился пресловутый «25 кадр».

В конце передачи, которую смотрели 4,5 млн человек, BBC сообщила, что телезрителям показали нечто необычное, и предложила поделиться догадками.

Двадцать человек из позвонивших на телеканал после передачи человек правильно произнесли всю фразу, ещё 134 правильно поняли часть фразы.

В 1958 году все эти эксперименты не смогли убедить общественность, что подсознательное стимулирование не работает. Однако всё новые исследования достоверность метода опровергли, да и сам Вайкери больше не смог повторить свой успех.

В 1962 году он официально признался в том, что фальсифицировал выводы исследования.

«Открытие» было похоронено научным сообществом как не представляющее практического интереса, но маркетинговая история запомнилась надолго: в 1996 году журнал Readerʼs Digest включил 25-й кадр в список «величайших мистификаций всех времен».

© Underwood Archives/EAST NEWS

Как на самом деле работает 25-й кадр

На этом бы и закончить историю 25-го кадра, но удивительным образом миф проник в обывательскую среду очень глубоко.

Многие всерьёз верили, что глаз человека способен увидеть только 24 кадра в секунду, а 25-й откладывается лишь в подсознании.

В России этот миф широко распространился только в 90-х, когда массово стали появляться «методы изучения английского языка» по видеокассетам с 25-м кадром, с его же помощью пытались лечить алкоголизм.

Уже тогда идея о том, что человек может воспринять только 24 кадра в секунду, разбилась о развитие современных технологий: минимальная скорость съёмки достигла 30 кадров в секунду, а затем и в несколько раз превысила этот показатель. Для восприятия видео нет разницы, сколько кадров умещается в одну секунду, это важно лишь для качества видео например, чем больше FPS, тем более плавным будет казаться движение.

Доцент Сибирского федерального университета Евгений Вотяков в своей статье в 2004 году писал, что дело дошло до того, что на основе этого «открытия» в начале XXI века специалисты Всероссийского научно-исследовательского института радиовещания и телевидения даже создали «опытный детектор скрытых вставок».

При этом про «авторское покаяние 1962 года» все как будто бы забыли.

Евгений Вотяков же рассказал и о своем эксперименте, который показал, что 25-й кадр достаточно легко читается во время просмотра видео и по сути своей скрытым не является.

Включенное в ролик слово «Беги», повторяющееся с периодичностью в секунду, все испытуемые разглядели. Даже когда его постарались максимально замаскировать, наличие вставки всё равно отчетливо воспринималось визуально.

Сегодня только настоящие сторонники конспирологии все еще верят в действенность таких инструментов.

Как отметила в разговоре с «Секретом» эксперт по коммуникациям и рекламе Ксения Касьянова, теперь рекламу стараются не скрывать — а наоборот.

Длина роликов при этом сокращается, но она бесконечно далека от 1/25 секунды: совсем недавно стандартом было видео в 30 секунд, теперь — 10 секунд. В этот временной отрезок можно вложить и креативное решение, и рациональное обоснование преимуществ продукта.

На фоне такой высококонкурентной информационной среды размещение 25-го кадра с изображением логотипа или упаковки было бы совершенно провальным и неспособным конкурировать как с запоминаемостью, так и с яркостью профессиональных рекламных роликов.
сения Касьянова эксперт

Впрочем, скрытая реклама всё ещё существует, только в другом виде.

Её часто называют «нативным контентом», а большинство знает его как «продакт плейсмент» (product placement — дословно «размещение продукции»).

Так называются, например, кадры в фильмах, когда герой пользуется вполне определенной продукцией, на которой заостряется внимание — пьёт тот или иной напиток, ездит на конкретном автомобиле и т. д. Сейчас этот формат перекочевал в социальные сети.

Как российские законы относятся к скрытой рекламе

Сейчас любое размещение, за которое заплачены деньги, должно маркироваться — в противном случае можно нарваться на штраф. Даже если это 25-й кадр, который не работает.

Маркировка на каждый чих: эксперты объяснили, как безобидный отзыв в чатах и соцсетях может обернуться штрафом за рекламу

В пункте 9 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» прямо прописано, что «не допускается использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции распространение скрытой рекламы».

Тут же имеется и расшифровка понятия: это реклама, которая «оказывает не осознаваемое потребителями воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами».

Вставка в виде 25-го кадра под это определение попадает, независимо от реальной эффективности.

© freepik.com
Подобное нарушение может привести к штрафу в размере до 500 000 рублей. В подобных случаях можно смело обращаться в Федеральную антимонопольную службу. Другое дело, что компания может доказать, что это была техническая накладка, для предотвращения которой компанией были приняты все возможные меры и которая произошла не по её вине. В этом случае от административной ответственности можно уйти.
лексей Гавришев юрист

Где встречался 25-й кадр: кейсы и скандалы

На ТВ 25-й кадр уже не используется. А его появление чаще объясняется техническими ошибками.

Выявлять отклонения от контента и другие ошибки должен выпускающий редактор. Например, при монтаже фильмов именно он поручает монтажёру убирать логотипы компаний, если упоминания не оплачены. Этот термин называется clean up. «Клинапить» значит заменять пиксели, используя графические инструменты. Если редактор не поставил задачу «почистить» видео, то пропущенная рекламная вставка его упущение.
вгения Соколовская сооснователь маркетингового агентства

Эксперты из ТВ-отрасли также рассказали «Секрету», что иногда в видеоконтент проникают «микропланы» — они появляются по невнимательности и, как правило, на финальном отсмотре их всё-таки замечают и убирают.

Микропланы появляются из того же отснятого материала, что и весь остальной сюжет. Поэтому и возникают подозрения в сознательности включения рекламы.

Тем не менее сейчас 25-й кадр используется! Правда, чаще всего мотивация у этого совсем иная: создание средства выразительности, художественный приём. Совсем как в фильме «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера.

Кадр фильма «Бойцовский клуб»/kinopoisk.ru](https://www.kinopoisk.ru/picture/1415565/) [Кад
фильма «Бойцовский клуб»/kinopoisk.ru](https://www.kinopoisk.ru/picture/1415565/)

25-й кадр в «Бойцовском клубе» (осторожно, спойлеры! 18+)

Главный герой фильмаТайлер Дёрден, работая киномехаником, вставлял в семейные фильмы короткие врезки с порнографическими сценами. Чаще всего — изображения мужского полового члена. Одну такую врезку в конце фильма отчетливо видят и зрители самого «Бойцовского клуба».

Интереснее другое. Дэвид Финчер сделал 25-й кадр художественным приемом: на протяжении всего фильма на экране несколько раз мелькает нечто красное — это непосредственно Тайлер Дёрден проявляется в воспалённом мозгу Рассказчика, который еще не осознаёт своего раздвоения личности.

В фильме «Пекло» Дэнни Бойла 25-й кадр появляется около 10 раз: каждый раз это улыбающееся лицо одного из членов экипажа космического корабля «Икар-2».

А самый известный случай, который связывали с использованием 25-го кадра, — это скандал с мультсериалом «Покемон».

В одной из серий якобы добавили лишние кадры в момент, когда Пикачу применяет свою атаку. Выглядело это как быстрые яркие вспышки красного и синего цвета. После просмотра этой серии несколько десятков детей попали в больницы с чем-то вроде эпилептического припадка.

Тогда несколько российских ученых даже заявили об «испытании новейшего оружия массового поражения», обнаружив среди вспышек «подобие иероглифа».

Но проблема была вовсе не в 25-м кадре, а в том, что частота мерцания вспышек оказалось слишком высокой и продолжительной. Причиной припадков назвали «светочувствительную эпилепсию» из-за ярких вспышек.

В середине 2000-х несколько скандалов с якобы применением 25-го кадра для воздействия на избирателей произошло на Украине: тогда в этом сначала обвинили кандидата в президенты Виктора Януковича, а потом — его оппонента Виктора Ющенко.

История с предвыборным роликом Виктора Януковича в 2004 году дошла до суда, однако скорее не из-за наличия 25-го кадра, а его содержания, но последствий для политика не имела. В свою очередь, в 2006 году партия Ющенко признала наличие коротких вставок в предвыборном фильме, однако назвала их обычным спецэффектом — в ролике появлялся череп.