«Столкновение амбиций с реальностью» Как поездка на плато Путорана вдохновила россиян на создание уникального фильма
На экраны выходит документальный фильм о подледном фридайвинге «Дыхание глубины». Съемки этой картины велись в разных концах страны, от Ленинградской области до озера Байкал. Фильм рассказывает о трех совершенно разных героинях, волею судеб оказавшихся в одной проруби над бездной холодной воды. Режиссер Юрий Чичков познакомился с миром фридайвинга и нашел свою историю и героев, когда попал на плато Путорана, где в сентябре 2023 года на озере Лама впервые прошли состязания по нырянию на глубину за счет задержки дыхания. Там же и начались съемки «Дыхания». Подробности — в материале спецкора «Ленты.ру», который видел это своими глазами и побывал на премьере фильма в Москве.
«Ныряет под лед в купальнике»
Громада Надеждинского металлургического завода, который местные ласково зовут Надежда, встречает каждого, кто прилетает в Норильск. Те, кто видит завод впервые, как правило, надолго запоминают это торжество индустриализации: огромные цеха, набухшие, как вены, трубопроводы...
«Прилетаешь в Норильск. Это такое, конечно, достаточно... непростое место», — долго подбирает нужное слово режиссер Юрий Чичков на премьерном показе «Дыхания глубины» в московском клубе Noodome.
Чичков видел Норильск в несвойственный этому месту бесснежный период нечаянно затянувшегося, как короткий сон в будни, лета — в первых числах сентября 2023 года.
Режиссер и члены его съемочной группы пересели на катер, который помчал их по мелкой, стремительной, порожистой и извивающейся как змея реке Норильская. Индустриальный пейзаж быстро сменился нетронутым цивилизацией природным. Где-то здесь, вместе с рекой, извиваясь и петляя, проходит граница между северным редколесьем и голой тундрой с ее стерильным полярным воздухом: кривые, неказистые маленькие деревья борются за жизнь, цепляясь за камни и друг за друга, образуя непролазные буреломы. Пешком тут не погуляешь.
Тем временем катер попадает из реки в огромное озеро. На горизонте возникают загадочные горы без вершин — это и есть плато Путорана, одно из самых загадочный и недоступных мест на планете, географический центр России.
Слишком много загадочного для одного путешествия. Чичков прежде не видел ни плато Путорана, ни фридайвинга, а теперь ему предстояло не только увидеть, но и тут же приступить к съемкам фильма о ныряльщиках.
«Когда я ехал на плато, то не было ничего. Не было истории, героинь. Предстояло все это придумать, найти. Это были и съемка, и разработка», — Юрий Чичков.
Но как только катер протаранил каменный пляж у парк-отеля «Нералах», построенного на живописном берегу заповедного озера Лама, напряжение стало спадать. Горстка людей, оказавшаяся здесь в отрыве от мира, как космонавты на другой планете, быстро нашла общий язык.
Никаких формальностей, никаких долгих предисловий. Взрослые, закисшие в своих житейских проблемах, мигом превратились в детей, которые высыпали после уроков на школьный двор, побросали рюкзаки с учебниками и принялись играть в мяч. Только на Ламе люди играли не в мяч, а в китов и дельфинов, которым ничего не стоит нырять на огромные глубины без баллонов с кислородом.
«Я погрузился в мир фридайвинга, познакомился с людьми, которые этим занимаются. Много всего узнал», — вспоминает режиссер.
Но зачем ехать нырять в холодное заполярное и почти недоступное простым смертным озеро? Рекорды по фридайвингу ставятся не тут, а в самых теплых и ласковых морях, в окружении солнечных песчаных пляжей с пальмами, как в попсовой рекламе.
Но эти попсовые места не отражают сути фридайвинга, которая скрыта во внутреннем мире ныряльщика. Именно там он постепенно открывает одну за другой двери, за которыми прячутся человеческие страхи. Там он учится их преодолевать и достигает особого состояния внутренней гармонии, расслабления, рассредоточения внимания.
Как это показать на экране? Люк Бессон сделал это через молчание и открытый взгляд главного героя «Голубой бездны», через загадочную внеземную музыку и ряд других приемов. Но то был художественный фильм. А как быть документалисту?
Нужно пойти туда, где свойственные человеку страхи и зажимы уже не прячутся за внутренними дверьми, а выходят наружу, заполняя собой весь экран сознания.
Этот ход нашла автор идеи и продюсер фильма Лида Дробыш. Она фридайвер и стремится рассказать о своем любимом занятии и друзьях-ныряльщиках всему миру. И вот однажды, общаясь со знакомыми, далекими от всего этого, она уловила, что подледный фридайвинг — это суперкомбо из человеческих страхов, через призму которых можно понять душу ныряльщика: лед, который мешает человеку всплыть и глотнуть воздуха; холод воды, в которой совсем не хочется купаться; темнота, которую лишь слегка и на малую глубину разбивают лучи солнца, бьющие через прорубь во льду...
На озере Лама, куда всей этой честной компании помог выбраться всегда открытый к креативу «Норникель», льда еще не было, но здесь круглый год чувствуется дыхание ледяного Заполярья. Местные жители и летом ходят в пуховиках, теплых шапках и ботинках. Купаются только как в купели, выбежав из походной бани в дымящей трубой палатке на берегу. Фридайверы же привезли с собой толстые гидрокостюмы.
И тут невероятное видение: стройная высокая девушка, которая гуляет по берегу в тонком красном платье, а затем ныряет на глубину Ламы в одном купальнике. Кто это?
Так Чичков и его спутники познакомились с самым, пожалуй, закаленным фридайвером в мире Марией Ольшевской. В 2021 году она попала в Книгу рекордов Гиннесса, пробыв под водой в проруби 4 минуты 17 секунд. На Ламе она погружалась на 41 метр.
Встреча с Марией очень впечатлила Чичкова.
«[По возвращении из Норильска] Юра меня вызвал: "Есть девушка, которая ныряет под лед в купальнике. Это фильм! Это же фильм!"» — рассказывает сценарист Галина Мосалова, округляя глаза и повышая голос, изображая режиссера.
Ольшевская вошла в триаду героинь, в которой кроме нее — обладательница рекорда Гиннесса по глубине ныряния под лед Ольга Маркина (63,8 метра) и решившая побить ее рекорд семикратная чемпионка мира по фридайвингу Марианна Гиллеспи, которая как раз больше привыкла к теплым морям.
«Надеюсь, мы через Марианну показали ужас от столкновения амбиций с реальностью», — Галина Мосалова.
Все три ныряльщицы отправились разными путями к одной проруби на льду Байкала. Очень символично, что у «Дыхания глубины» получилось женское лицо.
Безусловно, самым крутым и известным фридайвером в мире является Алексей Молчанов, 36-кратный чемпион и рекордсмен мира, совмещающий активную спортивную жизнь с руководством Федерацией фридайвинга. Однако у истоков школы фридайвинга, к которой он принадлежит и которую активно развивает, стоит его мать — легенда в мире ныряльщиков Наталья Молчанова.
Она пришла в этот спорт после 40 лет — обычный тренер по плаванию, одна воспитывающая двоих детей. Молчанова первой из женщин достигла 101-метровой глубины и победила на 23 мировых первенствах, установив более 40 мировых рекордов. Наталья рано ушла из жизни, но создала авторскую школу ныряния, в основе которой уникальные методики и техники, связанные с рассредоточением внимания.
«Есть мышцы, которые разучились расслабляться»
В фильме здорово показано, что Мария Ольшевская вовсе не инопланетянин. Есть кадры, на которых она всем телом трясется от холода после тренировки. Эта сцена стала одной из кульминаций фильма.
Марианна Гиллеспи прилетела на подледную тренировку из теплой Греции и шутя сообщила, что так и не смогла усидеть в ледяной ванне. На съемках в Москве она рассказывает об обычном девичьем детстве, как ребенком лазила на деревья по дороге в музыкальную школу. Сцена ее общения с матерью на кухне вызвала самые сильные эмоции у зрителей — едва ли не большие, чем подледные съемки.
63,8 метра рекорд по глубине ныряния на задержке дыхания под лед среди женщин. Поставлен Ольгой Маркиной на Байкале в 2021 году.
Истории Ольги начинается с рассказа о том, что она родилась и выросла в Якутске. Это как будто бы сразу же делает ее кожу толще, чем у простых смертных. Но на самом деле, конечно, нет. Она тоже человек со своими слабостями, хозяйка симпатяги корги, который стал любимым гостем в пространстве Noodome, где проходила премьера фильма.
Раскрываются в ленте и многие технические моменты, касающиеся тренировок фридайверов.
«Есть мышцы, которые разучились расслабляться, а есть такие, которые ленятся, — рассказывает в кадре Ольшевская. — На разминках в зале ныряльщики стараются достигнуть баланса, чтобы все мышцы работали, когда надо, а когда не надо — расслаблялись».
Забавно смотрелись кадры, на которых Мария со своими спутниками идет зимой на карьер в Ленинградской области — нырять под лед, а неподалеку люди идут кататься на горных лыжах. Плавать зимой в одном купальнике — это не мечта ее детства. Все вышло случайно. В сентябре 2019 года Ольшевская поехала с друзьями в Финляндию и вечером купалась в озере.
«Возникло интересное ощущение кожи как границы», — вспоминает Мария.
Ольга же сперва стала опытным фридайвером, а потом уже решила испытать себя подо льдом, когда увидела видео подледного погружения на Белом море, где впервые опробовала себя в этом и Лида Дробыш. Трудно, по ее словам, там было все, начиная с натягивания девятимиллиметрового гидрокостюма.
Цитата ваша из фильма: «На 25 метрах трос не видно ни фига». Маша, скажи, пожалуйста, в этот момент, когда ты вынырнула, ты не подумала: «А зачем мне все это надо? Может быть не нужен этот рекорд, может и так все хорошо?» — озвучила Лида Дробыш первый вопрос зрителя после премьеры.
— Ну, удовольствие от фридайвинга я получаю в любом случае, даже если трос не видно, — говорит, улыбаясь, Мария Ольшевская. — Я была готова к таким условиям. Я понимала, что это не Байкал. Это карьер, и лед покрыт снегом, поэтому света там, конечно, будет мало. Но если троса не видно, просто закрываем глаза и представляем себе, что вокруг светло и хорошо.
Ее главный совет тем, кто хочет попробовать нырять на глубину в ледяную воду подо льдом, звучит просто: «Поверить в себя».
«Все не так страшно, как кажется и воображение рисует... Истина одна, а воображение может нарисовать очень много разных страхов, которые с реальностью не связаны. Нужно отдаться своим ощущениям и попробовать их никак не оценивать. Ни в плюс, ни в минус. Тело может многое, если мы не даем этому оценку. Просто живите в этом состоянии — и все», — Мария Ольшевская.
* * *
Чем закончилось соревнование подо льдом Байкала, рассказывать в этой статье не стоит, чтобы сохранить интерес к фильму. Но отметим, что это озеро встретило ныряльщиков не так дружелюбно, как озеро Лама на плато Путорана.
Вспоминается фраза фридайвера-инструктора Марка Кисурина, жителя Иркутска, который хорошо знает Байкал:
«Здесь [на Ламе] нырять легче, чем на Байкале. При всей внешней суровости здешних пейзажей водичка ласковая, приятная. В Байкале она агрессивнее изнутри».
Остается добавить, что фильм о фридайверах снимался фридайвером. В прямом смысле: подводные съемки — самая ценная честь фильма — делались оператором Александром Акивисом на задержке дыхания.
А еще здорово то, что фридайвинг не улетел из Норильска. В городе живут люди, наученные или, лучше сказать, зараженные Марком Кисуриным и Алексеем Молчановым. Один из них, к примеру, — руководитель Агентства по развитию Норильска Максим Миронов. Они точно так же тренируются погружаться на глубину в городском бассейне и в теплых краях, когда едут в отпуск. Но в первую очередь они, конечно, познают самих себя и учатся жить в гармонии с собой и окружающим миром. Регулярно видя громаду Надеждинского металлургического завода, это нужно уметь.