Картины, танго, джаз и турпоходы: какие проекты были отмечены премией имени Николая Островского
Художники, музыканты, танцоры, спортсмены — эти люди не только живут полноценной жизнью, но и реализуют свои мечты, занимаются любимым делом и всегда стремятся к достижению своих целей.
3 декабря, в Международный день инвалидов, 10 самым сильным, активным и творческим соискателям вручили премии Мэра Москвы имени Николая Островского. Такую почетную награду получают те, кто заслужил общественное признание, способствует развитию культуры в городе или помогает другим.
Корреспонденты mos.ru поговорили с лауреатами премии этого года. Рассказываем их светлые, философские и вдохновляющие истории.
Булгаков на птичьем пере
Ирина Измайлова победила в номинации «За выдающиеся достижения в изобразительном искусстве». Раньше она работала физиком-теоретиком, занималась наукой и не рисовала, хотя всегда мечтала. Несколько лет назад Ирина попала в аварию, в результате чего левая рука перестала функционировать. Ей, левше от природы, в 36 лет пришлось переучиваться все делать правой. В процессе она взялась за перо в буквальном смысле.
«В это время была пандемия, я сидела дома. Случайно узнала, что есть такая техника — писать на птичьих перьях. Мне захотелось попробовать. Обычно начинающие художники используют акварельные краски, затем акриловые, после масляные. Но у меня дома были только масляные, поэтому все вышло наоборот. Так появились мои первые портреты Михаила Булгакова и иллюстрации к “Мастеру и Маргарите”. Работа сложная, перо хрупкое, в любой момент может лопнуть, и труды пропадут. Тем не менее у меня получилось. Сейчас эти произведения находятся в музейной экспозиции “Булгаковского дома” в столице», — рассказывает лауреат премии Мэра Москвы имени Николая Островского.
Она стала брать уроки живописи, и одна преподавательница, проанализировав ее детские рисунки, отметила, что задатки художницы были у Ирины Измайловой с раннего возраста. «Но родители, видимо, слишком сильно хотели развить во мне именно физико-математические способности», — делится собеседница mos.ru.
Теперь Ирина Измайлова рисует не только на перьях, но и на холстах. Несмотря на сложную операцию на руке и сильные боли, художница садится к мольберту. «Как истинный математик, я дроблю задачу на части: пишу столько, сколько смогу выдержать, затем ложусь, отдыхаю и снова приступаю», — говорит лауреат премии.
Ее мечта — создавать миниатюрные портреты на холсте, размером не более двух сантиметров. Новые техники осваивает сама. Учителя признаются: она их переросла! И при этом Ирина Измайлова все равно удивилась, когда ее пригласили на вручение премии.
«Я не надеялась выиграть. До сих пор не могу поверить!» — улыбается она.
В ритме танго
Александру Одоевскую наградили в номинации «За существенный вклад в создание условий для всестороннего развития людей с ограниченными возможностями здоровья». Она, жизнерадостная, оптимистичная, яркая, помогает экологично вернуться в социум тем, кому пришлось ампутировать конечности.
«У меня самой протез голени. До травмы, около семи лет назад, я работала педагогом. А после мне предстояло заново знакомиться со своим телом. Тогда я начала изучать танцы: бальные, современные, постановочные. Ведь это и движение, и социализация. Однажды попала на вечер аргентинского танго. Меня покорила красота, музыка, ритм, и я решила записаться в студию. Свой протез не скрывала, пришла на первое занятие в платье. Преподаватель Борис Мандрабура заинтересовался: я танцевала не хуже тех, у кого здоровы обе ноги. В результате мы стали с ним выступать в паре, получили звание чемпионов по аргентинскому танго Москвы и России, а кроме того, поженились!» — рассказывает соосновательница Центра инклюзивного творчества и социальной поддержки людей с инвалидностью «Вселенная киборгов» Александра Одоевская.
В процессе тренировок она совместно с супругом разработала методику преподавания танцев, которая помогает восстанавливать двигательные функции после ампутации.
«Протез на первых порах создает асимметрию, ведь человек лишается важных мышц, суставов. Танцы позволяют активировать корпус, бедра и равномерно распределять нагрузку на здоровые конечности и позвоночник, тело постепенно становится подконтрольным», — рассуждает лауреат премии.
К тому же так танцор преодолевает тревогу и депрессию, которые могут возникнуть после травмы, перестает стесняться протеза, возвращается к полноценной жизни, снова чувствует себя уверенным и привлекательным.
Премия имени Николая Островского, по словам Александры Одоевской, символ ее профессионального и личного роста. «Теперь я точно знаю, что моя работа нужна и важна», — говорит она.
От сплавов до гонок
В номинации «За стойкость, духовные силы и значительные достижения в различных сферах жизнедеятельности» премию получил Игорь Конищев. Молодой человек с детства вел активный образ жизни: водил автомобиль, ходил в турпоходы, рыбачил, катался на лыжах, сплавлялся на байдарках. Когда ему было 26 лет, он упал со сноуборда и повредил зрительный нерв. Операции оказались безуспешными.
«Первый год я просидел словно в вакууме. Все, чего добился, — научился мыть посуду, ставить на паузу плеер и возить коляску с ребенком в сопровождении жены. Но меня не устраивала такая жизнь. Я не хотел стать обузой для своей семьи, инвалидом, которому требуется помощь и жалость. Узнал, что есть специальные компьютерные программы для слепых, приложения для смартфонов, которые могут прочитать текст и описать, что изображено на фотографии, разные звуковые навигаторы, маячки. Начал развивать другие органы чувств. Теперь могу на ощупь определить, ровно ли строители положили доски. А мои ранее полученные навыки никуда не исчезли!» — делится член совета по работе с молодежью Московской городской организации Всероссийского общества слепых, руководитель инклюзивных проектов Игорь Конищев.
Выйдя из вынужденной тени, он влился в команду проекта по проведению тренингов в темноте. Игорь Конищев и его коллеги берут на такие занятия «выездную темноту» — это специальная технология, обеспечивающая отсутствие света на площадке проведения тренинга. В условиях беспроглядной тьмы люди учатся решать задачи разной сложности. «Например, каждый получает фрагмент матрешки: голову или основание, большую часть или маленькую. Нужно за 10 минут договориться, в какой последовательности ее собирать. При этом трогать предметы соседей нельзя, приходится объяснять, подбирать подходящие слова», — уточняет лауреат премии.
Затем молодой человек вернулся к турпоходам и стал брать с собой других незрячих. Конечно, группу обязательно сопровождает кто-то хорошо видящий, но участники всё делают сами: собирают палатки, ориентируются на местности, гребут веслами, играют на гитаре у костра.
«Кроме того, я участвую в проекте “Слепые гонки”: это картинг для незрячих, управляем машинами по звуковому сигналу и голосовой подсказке», — добавляет Игорь Конищев.
Он попробовал снова прокатиться и на сноуборде: рядом с ним ехал приятель, который указывал дорогу.
«Премия означает, что я смог донести до людей мысль: даже если ты потерял зрение, жизнь продолжается, и ее нужно проживать с удовольствием, ни в чем себе не отказывая», — отмечает наш собеседник.
Жизнь в стиле джаза
Алексей Геращенко — музыкант и победитель в номинации «За выдающиеся достижения в исполнительском искусстве». Он родился в Борисоглебске Воронежской области, в раннем детстве у него диагностировали нарушение зрительной функции. При этом мальчик, едва научившись ходить, отбивал ритм крышкой сковородки об пол (так, видимо, началось его увлечение джазом), а в три года пел на утреннике в детском саду.
Знакомство с музыкой продолжилось и в Липецком интернате для слабовидящих, где его научили на ощупь пользоваться техникой и инструментами. Потом юноша без труда поступил в Воронежскую академию искусств, наравне со зрячими и даже лучше многих освоил игру на баяне, клавишных, гитаре, саксофоне.
«Родители и братья никогда не обращались со мной как с особенным ребенком. Папа мог позвонить мне с работы и сказать: “Посмотри по телевизору футбол”, или спросить: “Ты не видел, куда я ключ положил?” Когда его друзья изумлялись, а иногда и возмущались, как так можно разговаривать с незрячим ребенком, отец спокойно отвечал: “Он ничем от вас не отличается. Просто вы видите глазами, а он — руками”. Вот и сейчас я не считаю себя особенным. Как все обычные люди, работаю, сижу в соцсетях, путешествую. Недавно ездил без сопровождения в Испанию изучать язык», — рассказывает мультиинструменталист и вокалист Алексей Геращенко.
И все же он особенный — редкий профессионал. В 2017 году музыкант переехал в Москву, и здесь он нарасхват: съемки на ведущих телеканалах, гастроли по стране и миру, проекты с Леонидом Агутиным и рэпером Бастой, выступления в джаз-клубах. Его узнают проводники в поездах!
«Премия — очередное выражение признания моего творчества. Ведь если хоть кто-то ушел с моего концерта в приподнятом настроении, значит, всё не зря», — рассуждает Алексей Геращенко.
Московская инклюзия: какую поддержку получают горожане с инвалидностьюСобянин: Масштабный проект «Зима в Москве» начинается с «Доброй елки»От реабилитации до приема на работу: участники проектов Агентства инноваций Москвы помогают бойцам СВО«Я не верю в стереотипы»: победители национального чемпионата «Абилимпикс» — о мотивации, упорстве и силе мастерства