Сергей Мазаев: «Быть учеником - высшее наслаждение!»
В этом году продюсеру, певцу, киноактёру, солисту популярной российской рок-группы «Моральный кодекс» Сергею Мазаеву исполняется 65 лет. Так сложилось, что он отмечает сразу два юбилея: собственный и 35-летие любимого коллектива. О творческих планах, источниках вдохновения, портрете современного слушателя, коллегах по цеху и новых проектах музыкант рассказал корреспонденту нашего издания. - Сергей Владимирович, в честь круглой даты - 35-летия группы «Моральный кодекс» - совсем недавно у вас состоялся большой концерт. Как это было? - Мы каждую пятилетку делаем юбилейные выступления и в предыдущие годы всегда приглашали друзей, коллег исполнять наши песни. И вдруг начали поступать недовольные отзывы, мол, много композиций отдали гостям, а звучания группы зрителям оказалось недостаточно. В этот раз решили никого не звать, сыграть самостоятельно. Всё получилось! Рад, что пришли ветераны коллектива, кто смог без кислородной подушки (смеётся). Это, конечно, шутка, но работать три десятка лет «собственным мясом» на сцене - громадная нагрузка. Вместе с тем и большой плюс. Из-за постоянного музицирования мы находимся в хорошей форме, очень много играем. Поэтому провели двухчасовую концертную программу без перерыва. Прозвучали старые треки из первых альбомов. Наряду с хитами исполнили песни, на которые широкая публика не особо обращала внимания, а они, безусловно, этого достойны. - Как удаётся поддерживать неповторимый стиль? - Всё дело в том, что мы получаем колоссальное удовольствие от процесса. Его ничем не заменить. Когда в студии пишутся треки - сначала одна дорожка, на неё накладывается другая, сверху третья, четвёртая - это сложная работа, но коммерческая, без души. А если вместе собираемся и играем, вырабатывается чистый серотонин - гормон счастья. Это наслаждение высочайшего класса и наша отличительная черта. Поэтому люди будут приходить на концерты всегда, слушать, как рождается чудо. - Вы тщательно подходите к подбору музыкантов. В 2022 году в коллективе появился гитарист Сергей Сухов. Чем он заслужил такое доверие? - Это уникальная личность, мы знакомы два десятка лет. Его привёл к нам Алексей Борисов - лидер группы «Ночной проспект». 18 лет Сергей был нашим техническим помощником, идеально освоил настройку звука, что очень важно, так как мы всегда работаем вживую. Помимо этого, серьёзно увлекался игрой на гитаре. Потом он начал выходить на сцену, подменяя отца-основателя Николая Девлет-Кильдеева, который ушёл по состоянию здоровья. В итоге выучил весь репертуар. Талантливый музыкант, который прекрасно дополнил группу. Но он - не единственный. В том же году в коллектив влился потрясающий контрабасист, а также бас-гитарист Сергей Гейер, совсем недавно на замену Юрию Кистенёву к нам пришёл гениальный барабанщик Пётр Ившин. Это уникальные люди. О таких говорят - штучный товар. Образованные в музыкальном плане, обладающие широким диапазоном, могут сыграть всё что угодно - от матани до хабанеры. - То есть «Моральный кодекс» уже другой? - Нет, но мы вошли в эпоху ренессанса. Благодаря свежей крови появилась возможность делать замечательные аранжировки, постоянно развиваться. Даже в контексте тех песен, которые играем, всё время пытаемся находить какие-то новые взгляды, решения. Есть старые композиции, в которых хочется оставить текст, а музыку поменять, просто потому что они уже архаично звучат. - Ваш слушатель… какой он сегодня? - Как Дориан Грей или Бенджамин Баттон (улыбается). Наша музыка лечит. Народная любовь - это самое желаемое. Аудитория притягивается абсолютно разная. Если сами получаем удовольствие, на эмоциональном уровне люди это считывают, и им становится интересно. - А бывает так: публика не принимает то, что вы задумали? Вам кажется это беспроигрышным вариантом, а отклика нет? - Так случается. Например, Николаю Девлет-Кильдееву песня «Первый снег» не нравилась. Вначале её отдали для исполнения Наталье Ветлицкой, а она отказалась от этого текста, забраковала, мол, слишком попсовый. Мы забрали композицию, «причесали», и в итоге она стала самой популярной. В целом в наших синглах отражается эпоха. По словам можно понять даже, в каком году они написаны. - И всё-таки творчество группы наделено определённой эстетикой, согласитесь. - Главное - это аранжировка. Берёшь любую песню и превращаешь её в «Моральный кодекс» - всё просто! - Кто авторы ваших композиций? - Песни были сочинены коллегиально, но в основном музыка Николая Девлет-Кильдеева, а стихи идейного вдохновителя группы Павла Жагуна. Для нас писали режиссёр и сценарист Гурий Атнев, поэт Вадим Степанцов и многие другие. - Сейчас во многих областях жизни используют искусственный интеллект. Какие у вас с ним отношения? Или пока хватает человеческого? - Дело в том, что другого, кроме человеческого, не существует в природе. Его закладывают родители, школа. Это наш ум, память. Если на семь минут перекрыть подачу кислорода - всё сотрётся, мы даже не вспомним, как нас зовут. А то, о чём вы говорите, - просто набор матриц гигантских размеров и мощности. Огромные, миллиардные выборки, связанные между собой. Но они никогда не заменят мыслительный процесс человека и не смогут сгенерировать новые открытия и идеи. - У вас есть творческая лаборатория, где ставите эксперименты. В их числе - создание эстрадного оркестра и рождение необычного коллектива QUEENtet. В нём солируете на кларнете. Расскажите подробнее о таких инициативах. - Мне всегда хотелось выйти за рамки банальных проектов. Поэтому возникла идея объединить в одном коллективе не только профессиональных музыкантов, играющих в различных стилях, но и создать в нём неповторимую атмосферу, необходимую для нашего слушателя. Мы исполняем как известные песни советских и зарубежных композиторов, так и современные произведения из репертуара группы «Моральный кодекс». Обожаем играть джаз. Сочетаем совершенно разные музыкальные течения. Песни обретают новое звучание благодаря тому, что в оркестре задействовано много различных инструментов, в том числе редких, таких как арфа. Мне удалось собрать профессионалов. Среди них я, больше 35 лет отдавший сцене, чувствую себя учеником. Это очень приятное состояние. Оно помогает избавиться от «звёздной болезни». Однажды решил сыграть в оркестре на саксофоне. Человек 16 лет от роду там же играл в три раза лучше меня. Я сложил инструмент и скромно ушёл в сторонку, остался солистом… И так же с классическим квинтетом. Девушки и юноши, работающие со мной, - мастера. У них образование - консерватория, аспирантура, они лауреаты международных конкурсов. Женя Субботин, например, играл первую скрипку у Теодора Курентзиса в MusicAeterna. Ольга Дёмина - одна из лучших виолончелисток страны. Это выдающиеся музыканты. Они искренне трудятся, вкладывают много сил и энергии в творчество. - В октябре состоялась презентация книги о группе «Моральный кодекс» … - Да, она называется «Сергей Мазаев. Авторизованная биография». Автор - наш товарищ Денис Ступников, которого знаем много лет. Это очень хороший, внимательный журналист. Подробно разбирает музыкальную составляющую: кто написал песни, как они родились. Книга основана на интервью нескольких десятков человек, в том числе и моих, записанных на протяжении многих лет. - Какая композиция из репертуара «Морального кодекса» больше всего вам нравится? - Трудно сказать. Песни - это как собственные дети. Из них невозможно выбрать самого-самого. «Я тебя люблю» - одна из неоднозначных, неординарных и в то же время простых. На неё снят наш первый клип. Вот уже 35 лет её играем. И не надоело. Всё оттого, что делаем это совместно и с удовольствием. Как танец с возлюбленной, понимаете? Его невозможно не хотеть. Визитная карточка Сергей Мазаев - киноактёр, музыкант, певец, поэт, композитор и музыкальный продюсер, лидер группы «Моральный кодекс». Родился 7 декабря 1959 года в Москве. В детстве посещал кружок горнистов и барабанщиков, а также учился в музыкальной школе по классу кларнета, продолжил в музучилище. В 1989-м стал солистом рок-группы «Бриллиантовая рука», которая вскоре была переименована в «Моральный кодекс». В 2011-м организовал эстрадный оркестр, спустя два года создал музыкальный коллектив QUEENtet. Снимался в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Апрель», «Копейка», «Обитаемый остров». Является учредителем продюсерского центра «Мазай коммуникейшенс». Заслуженный артист Российской Федерации.