"Анора": "дурь" со спиртом не смешивать
В центре сюжета – неожиданный брак исполнительницы горячих танцев со смазливым личиком азиатки (по паспорту Аноры Михеевой) с сыном русского миллионера цыплячегрудым Иваном Захаровым. По этому поводу примерно треть экранного времени зрителю показывают эпизоды из праздной жизни лакшери-уровня, не без покуривания-чего-не-надо и незатейливых половых актов на фоне огромной квартиры с окнами в пол. Переломный момент наступает, когда о выходке сына узнают папики. Семейную идиллию, а точней, очередную "стыковку", нарушает заявившаяся в особняк мафия в составе двух армян и русского, на вид гопника, по имени Игорь. Но не спешите пугаться. Иван сбегает, уж больно не хочется мажору возвращаться из Нью-Йорка в Москву, Анора, немного покусавшись и вдоволь повизжав, соглашается на расторжение брака. А куда ей деваться? Все это вперемешку с комическими эпизодами и смешными надеждами на то, что Иван найдется и Эни ещё понравится его маме. У Эни ведь уже есть и соболиная шубка, и брылик в четыре карата. Почему бы ей не уверовать в то, что патлатый инфантил ее полюбил и принял ответственное решение? Но с того момента, как девушка садится в машину, выехавшую на поиски ее законного мужа, начинается ее недолгий путь к осознанию, в какую дрянь она вляпалась. Череду тех же злачных мест, где они тусовались, Анора видит уже другими глазами, позолота слезла, хвост облез, Ивана они, как и должно быть, находят пьяным и обкуренным, а кульминацией нарратива становится эпизод в Вегасе, когда, после бесполезных попыток объясниться со "свекровью", Эни эффектно швыряет ей в рожу свои дармовые меха и моральное обличение. Колечко с нее уже рачительно содрал Торос, руководитель операции по расторжению брака: кольцо – тоже собственность господ Захаровых. Так-то. Коротко говоря, поводом для откровенных сцен в "Аноре", стала не только тяга создателей кинофильма разнообразить визуальный ряд маленькими сисюлями Майки Мэдисон. Тема классовой эксплуатации, в частности молодого женского тела, встает перед зрителем во полный рост: в фильме чувствуется попытка выдать публике манифест в духе анти-"Красотки". Ещё немного – и это бы получилось. По этой причине "Анора" не может не навевать аллюзий и к "Великому Гэтсби". Помните? Капиталисты ломают людей, как игрушки. Но "Гэтсби" – реально великий, а у создателей "Аноры" прошибающей социальной драмы не получилось. Почему? Потому что есть такой закон: не смешивать "дурь" со спиртом, будет плохо. Замахнулись на драму, иными словами – дезинфицируйте с ваткой, режьте правду-матку, показывайте жизнь такой, какая она есть, а не вот эти все розовые сопли про то, как потряхивающая своим свеженьким филе "девственница" на раз вовлекается в игры про искреннюю любовь с мажором. В реальной жизни у подобных дам все четко: чем циничней подход – тем успешней карьера. Впрочем, фильм снят красиво, со смаком – злачные места, попы-изгибы, огни большого города и алые простыни: самое то, чтобы насладить сенсорный аппарат посреди хмурой декабрьской Москвы, куда так не хотел возвращаться младший Захаров. Операторская работа на высоте; монтаж динамичен, при этом оставляет воздух, чтобы вникнуть в психологические нюансы происходящего на экране. Хороши не только голые виды сзади, но и крупные планы Аноры, кадры, когда Майки Мэдисон играет глазами. Что касается кастинга, то все его хвалят. И правда. Интересным в исполнении Серебрякова получился папенька-олигарх, умеющий покраснеть от конфуза. Он не такой напыщенный идиот, как его жена, он поумнее, но в жизни у него получилось все, кроме сынули. Колоритен и армянин-мафиози, по совместительству православный священник (Карен Карагулян). (Кто бы подумал, что среди авторов сценария – двое армян!) Остальное – клише: образ мамаши Захаровой, кобры в клеточку, и ее потомка Ивана, периодически в бессознанке. Но интереснее всех Игорь, исполнитель силовых решений, но не насильник. – …Если бы мы были одни, ты бы меня изнасиловал. – Нет. – Почему? – Потому что я не насильник. Диалог этот случается как раз тогда, когда Анора и Игорь остаются вдвоем в доме Ивана. Любовная линия в фильме проводится приглушённо, как невыраженный контрапункт, и заявляет о себе все громче ближе к финалу. Психологически она точна, сложно не похвалить сценаристов. История любви, как это бывает, началась со стычки, и не только потому, что в задачи Игоря входило удерживать Анору на месте. С места в карьер она реагирует на него гипер-эмоционально, грубо и отрицающе. Инстинктивно чувствует в нем совершенно иной тип мужчин, отличный от тех, кто покупал возможность облапать ее в ночных заведениях. Неслучайно в фильме полно откровенных сцен, но не показано женское наслаждение. С Иваном Анора кряхтит, старается, такие вот трудовые будни секс-машины. То самое, драматическое, значительное, пусть несколько невнятно, режиссер – Шон Бэйкер – попытался изобразить в финале. Но что там в конце, бурный оргазм или истерика от отчаяния, – без титров, честно говоря, не разберешь. Предположу, что это все же про попытку показать очеловеченный секс. Тут, правда, не обходится без вопросов. Почему герой Борисова, по мысли режиссера, должен сидеть с таким отмороженным видом, выталкивая Анору в совершенно не характерное для нее состояние? И когда она успела снять трусы, прежде чем его оседлать? Без трусов рассекать некомфортно. Тем более в кадре зима. А приспускать в такой позе – это так, ни себе, ни людям. А вот что в этой драмеди совсем не смешно, так это то, какими представлены именно русские среди сильных мира сего. Сволочи, готовые там и сям попирать закон и живущие, вопреки идеям прав человека, и все такое тому подобное. Сняли бы такую обличашку наши – не так бы было обидно. Каждый большой начальник – немного бандит, не так ли? Как бы говорит нам это кино про власть и любовь. Работает ведь Торос, уехавший прессовать Анору прямо с крещения в храме, на русского олигарха. Поэтому Аноре Михеевой нужен именно хорошо владеющий собой гопник. Который не гопник. В отзывах пишут: Борисов воплотил в себе мечту всех русских женщин... "В нем проглядывает вечная тоска русской души неизвестно о чем..." Зачем по каждому случаю лепить "русскую душу", не понимаю. Но посыл, что не всякий мастер силовых решений – насильник, над этим стоит задуматься. То, что спать можно только с тем мужчиной, на груди которого ты можешь поплакать, – тоже идея в теории верная. В общем, мысли хорошие. Польза от фильма есть.