Писатель Алексей Иванов: "Я не боюсь восстания машин"

Пожалуй, если бы не пространство Futurione, то лучшим местом для презентации книги Алексея Иванова "Вегетация" мог бы стать непролазный лес. Но пробираться сквозь чащу на этот раз не пришлось - мы отправились то ли в будущее, то ли в волшебный сказочный мир, в котором творчество переплетается с современными технологиями. А для тех, кто все же хотел оказаться в лесу, была предусмотрена и такая возможность: в зале "Древо", где раскинулся мутировавший лес (прямо как в книге, только блестящий), можно было услышать аудиофрагмент из романа в исполнении Григория Переля. К слову, для тех, кто любит не читать, а слушать - роман Иванова уже доступен на сервисе Яндекс Книги.

Писатель Алексей Иванов: "Я не боюсь восстания машин"
© Российская Газета

Коротко о сюжете "Вегетации". Бригада лесорубов пробирается к заброшенному военному бункеру от Магнитогорска до загадочный горы Ямантау. По пути они встречают опустевшие поселки и города. И замечают, что и лес вокруг изменился: его вегетация искусственно ускорена для добычи древесины, лес мутировал и ополчился на цивилизацию.

В ходе весьма емкой встречи Алексей Иванов признался, что не задумывал роман про лес, а хотел написать историю о "глубинном народе, об общественном, об окружающей действительности, а не о прогрессе". И перед тем, как погрузить этот народ в свою историю, автор сам проехал путь в 120 км от Магнитогорска до Ямантау. К слову, территория горы считается запретной зоной. С этим местом связаны различные конспирологические теории, например, что там находится гигантский подземный бункер на случай атомной войны, но к книге это отношения не имеет.

Надо сказать, что встреча происходила на фоне заставки, на которой ржавые чумоходы двигаются по лесу под тревожную музыку, что добавляло атмосферности и погружало в роман. Ведь именно они "восстают" в романе.

"Урал - горнопромышленный регион, горные машины здесь постоянно мелькают перед глазами, поэтому жители региона примерно представляют, чем одна модель отличается от другой. На мой взгляд, эта тема недостаточно использована в развлекательном ключе, если говорить о сериалах и компьютерах, то там в основном танки, самолеты, бронетранспортеры, корабли… Но ведь горнодобывающая техника ничуть не менее выразительная. Эта единственная техника, которая может драться в рукопашную. Я с детства представлял, как дерутся два экскаватора - промышленные динозавры", - рассказал Иванов.

Лес в романе ополчился на цивилизацию

При этом автор признался, что не разделяет страхов перед "взбесившейся техникой": "Меня пугает неполное знание действительности. Сумасшествие техники в романе выглядит безумно только с точки зрения некомпетентных людей. На самом деле, природа таким образом защищается от людей, которые ее уничтожают. Природа начинает "вселяться" и в людей, и в технику, управлять ими, чтобы прекратить истребление, тотальные лесоразработки. Это воля природы, а не бешенство машин".

Забегая вперед, стоит заметить, что презентация закончилась мирно, несмотря на то что в пространстве Futurione был зал "Парящие цветы" с настоящими живыми растениями, но даже они под конец рассказа Иванова ни на кого не напали и не вселились.

Зашла речь и об экранизации романа, так как всем, кто уже успел прочитать "Вегетацию", книга кажется очень кинематографичной. Но Иванов это очень быстро отверг, заявив, что это "не заявка на киносценарий, киношникам нужен сюжет, а описания они предпочитают придумывать сами".

А на вопрос о том, не планирует ли Алексей Иванов написать роман о современности, автор посетовал на то, что сегодня наша жизнь вся перетекла в онлайн и непонятно, как об этом писать. И лучший роман о современности пока написал Алексей Сальников - "Петровы в гриппе". "А я сейчас буду писать исторический роман с элементами мистики. Люблю этот жанр, поэтому отдохну душой",- признался Иванов.