Гармонист Дмитрий Шилов слово «популяризировать» не любит. Тем не менее именно оно лучше всего характеризует, как он, а теперь и его ученики, заражают других любовью к классическому русскому музыкальному инструменту. Недавно они стали лауреатами сразу двух всероссийских конкурсов гармонистов. Наш корреспондент встретился с мастером и поговорил о музыке, его учителях и учениках. — Дмитрий, вы – ученик легендарного гармониста, заслуженного деятеля искусств РФ, почётного гражданина города Орла Евгения Дербенко. Расскажите, как впервые пересеклись ваши пути с мэтром? — Когда я учился в музыкальной школе и к нам приехал концертный дуэт — Евгений Петрович Дербенко и Анатолий Васильевич Кочергин. По окончании концерта, Евгений Петрович предложил послушать ребят, поступавших в музыкальное училище, и мне повезло оказаться в их числе. Перед поступлением Евгений Петрович предложил приехать к нему на уроки и спросил, не хотел бы я попробовать играть на гармони. До этого я играл на аккордеоне, в итоге поступал уже на два инструмента, а потом понял, нужно выбирать. — Почему именно гармонь? Хотелось быть похожим на наставника? — И это, конечно, тоже. Пример Евгения Петровича вдохновляет. Да и вообще гармонисты были везде и всюду нарасхват. И мне тоже хотелось быть нарасхват. — Существуют ли произведения, которые нельзя сыграть на гармони? — Музыка, в которой много отклонений и смен тональностей. Репертуар гармонистов с каждым годом растёт, в частности, благодаря Евгению Петровичу. Им написано 6 концертов для гармони с оркестром и более 4 тысяч произведений. Например, 24-й, 9-й «Каприс» Николло Паганини, » Венгенская рапсодия» Ференца Листа, некоторые произведения Генделя, Вивальди, Баха, тоже хорошо звучат на гармони. — Сейчас все больше среди молодёжи интересующихся гармонью, другими русскими народными инструментами. Можно сказать, они входят в моду… — Есть такая тенденция. Не скажу, чтобы она стала массовой, но за 12 лет, которые я работаю в музыкальном колледже имени Г. В. Свиридова, отмечу, что интерес ко всему исконно русскому возрос. И это хорошо, нужно дать возможности молодёжи ещё лучше узнать свои традиции. Когда председатель комитета культуры Курской области Валерией Вячеславович Рудской пригласил меня работать в музыкальный колледж, здесь был только один педагог-гармонист – Юрий Трофимович Ступаков. Он преподавал во 2-й музыкальной школе Курска имени Гринева, и часть его учеников стала осваивать гармонь, поступив в мой класс. Когда Валерий Вячеславович, поставил перед мной задачу сформировать класс гармони в музыкальном колледже, я сказал, что начинать нужно с начального звена. Без него не будет среднего. Сейчас, помимо колледжа, я работаю в музыкальной школе имени И. П. Гринева. У меня есть выпускники. Кто-то преподаёт, кто-то учится, осваивая высшие музыкальные ступени в ВУЗах. Среди моих учеников, пришедший ко мне от Юрия Ступакова Денис Андреевич Котельников – преподаватель музыкальной школы №9, Глеб Вячеславович Стародубцев, который учит ребят играть на гармони в посёлке имени Карла Либкхнехта. Чтобы расширить преподавательский состав начального звена, я предложил Валерию Вячеславовичу организовать курсы профессиональной переподготовки и вёл их в течение года на базе учебно-методического центра. Евгений Петрович Дербенко по нашему приглашению лично присутствовал на экзаменах. Таким образом выпускники курсов преподают сейчас гармонь в районах. В Фатеже — Сергей Александрович Евсюков, в Понырях — Надежда Егоровна Вялых, в Касторном — Вадим Павлович Мещеряков. Сейчас вновь совместно с учебно- методическим центром веду курсы профессиональной переподготовки по гармони и географию преподавания игры на гармони будем расширять. В числе новых учеников преподаватели из Щигров, Сызрани, Орла. — Среди перечисленных гармонистов всего одна женщина. Почему гармонисток в музыке единицы? — Даже не знаю, с чем это связано. Казалось бы, гармонь — она же женского рода, а в народе пошло — гармонист. Подавляющее число гармонистов — мужчины, а девушки обычно поют под гармонь, хотя есть очень талантливые исполнители. Кстати, гармонь даже в можно взять в салон самолёта. Она подходит под критерии ручной клади, а вот для баяна нужно брать дополнительный билет. — Ваша гармонь много с вами летает? — В прошлом году я работал в составе жюри в Тюмени, где активно развивается, гармонь, как я, понял, на это предусмотрены целевые средства. Побывал в нескольких городах Тюменской области. Что интересно, призом в конкурсе был сам инструмент. А стоит самая простая гармонь порядка 60 тысяч рублей. — А какая у вас гармонь? — У меня – тульская, сделанная на заказ. Современный концертный инструмент. — На стариной гармони вам доводилось играть? — Доводилось в Туле, в музее «Деда Филимона», где собраны гармони разных эпох, в том числе и со времен появления этого инструмента на Руси, 19 века. Там работают друзья, и когда мне предложили сыграть на музейном экспонате, я, конечно, не отказался. — На какой гармони лучше начинать учиться играть? — Начинать желательно на новом инструменте с хорошим ответом, чтобы звук появлялся при совершенно легком давлении на мех. Гармонь — инструмент язычковый, во время открытия клапана звучит минимум два голоса, бывает и три, и пять, и они должны звучать одновременно, чётко. — У гармониста должна быть не только гармонь, но и костюм для выступлений и конкурсов? — Да, чтобы выглядеть сценично, дополнять образ. Костюмы в русском народном стиле шьем на заказ, хотя бы один у гармониста должен быть, а так чем больше, тем лучше. — Расскажите о своём участии в телепередаче «Играй, гармонь». — Выпуск с моим участием снимался в прошлом году в Вятском посаде Орловской области, красивом месте, паломническом центре. Анастасия Заволокина подарила нам с ребятами гармонь. — Недавно ваши ученики блистали на большой сцене и вернулись с наградами. Как это было? — Сначала мы поехали в Москву на конкурс «Лучший гармонист России», который проходил в российской академии музыки имени Гнесиных. Председатель конкурса — Евгений Петрович Дербенко, к сожалению, по состоянию здоровья не смог приехать на конкурс, но слушал ребят дистанционно. На этом конкурсе 3 место занял Даниил Долженков, а второе — Павел Осьминин. Финальной точкой всероссийского конкурса-фестиваля «Лучший гармонист России» был гала — концерт, в котором ребята тоже приняли участие. Оттуда мы отправились на родину Сергея Есенина в Рязань, на ещё один Всероссийский конкурс гармонистов. География конкурсантов была весьма широка. Участники побыли в селе Константиново на родине С. Есенина и дали там концерт. В итоге, третье место на нем разделили Володя Долженков и семилетний Володя Шопин, самый юный участник конкурса. Второе место занял Даниил Долженков, и на первом месте тоже мой ученик — Павел Осьминин. Конечно, горжусь их успехами. Значит, все труды не напрасны, но нужно работать и работать дальше. ПЯТЬ ФАКТОВ О ГАРМОНИ Официально гармонь называется гармоникой. В зависимости от ее массы исполнитель может держать ее в руках или же инструмент может подвешиваться на ремне. По одной из версий, гармонь изобрел немец Кристиан Бушман, а русским этот инструмент стал благодаря тульскому мастеру-оружейнику Тимофею Воронцову в 1820 году. Он наладил фабричное производство гармоней в 1840-е. Тогда собиралось по 4 тысячи гармошек в год. На фабрике трудились десять человек. Летом 1941-го на фронт было отправлено 12 000 гармоней и еще 60 000 осенью. В 1997 году знаменитый учёный, инструментовед и педагог-аккордеонист Альфред Мирек на 850-летие Москвы подарил городу свою коллекцию гармоней. Спустя два года открылся Музей русской гармоники Альфреда Мирека. У республик РФ имеются свои гармони, адаптированные под колорит народностей. Так, есть марийская однорядная марла-кармони, адыгейская пшинэ, осетинская ирон-кандзал-фандыр. Вероника Тутенко, фото героя материала

Гармонист нарасхват
© Курская правда