На экраны снова выйдет анимационный байопик Миядзаки
Хит кинотеатров будущей недели - фильм японского мастера анимации Хайяо Миядзаки "Ветер крепчает", который кинокомпания "Централ Партнершип" выпускает в повторный прокат спустя 10 лет после российской премьеры.
Гений Миядзаки общепризнан, его любят, уже титр его студии "Гибли" встречают восторженными аплодисментами, фестивали берут его новинки не глядя - считают за честь и удачу. Первые же звуки нежнейшей мелодии его постоянного композитора Джо Хисаяши обещают еще одно волшебство.
В этой картине Миядзаки рискнул уйти с территории, где анимация всегда была сильна и незаменима, и сделал байопик - жанр, который редко удается даже в игровом кино. В основе - судьба другого национального гения, авиаконструктора Дзиро Хорикоси, создавшего легендарный истребитель A6M Zero. Фильм подробно отслеживает ее от детской мечты о полетах до зрелого возраста: здесь годы учебы и первая влюбленность, катастрофическое землетрясение в Токио и Великая депрессия, поразивший любимую девушку туберкулез и служебные командировки в Германию, где и приходят к герою самые дерзкие конструкторские идеи. И то, как из косточки макрели рождается новая форма крыла, и то, как терпят катастрофу первые модели, и то, каким победным парадом взмывают в небеса стаи рукотворных птиц к финалу, и как смотрит из-под ладони им вслед их создатель.
Миядзаки всегда был уникален сплавом подробного и почти достоверного быта с легко воспламеняющейся фантазией, сплавом волшебства и реальности, которые сосуществуют у него парадоксально, но гармонично, каждый раз открывая в этой реальности ее новую грань. В "Ветре…" фантазии отведены сны героя - там можно полетать во времени и в пространстве, там могут явиться чудища, в которых легко угадать враждебную авиацию, да и человек обретает сказочные очертания. Но в основном на экране проза будней: люди мучаются над чертежами, их поведение, их диалоги, да и само течение экранного времени мало отличаются от игрового кино.
Тщательно соблюдено портретное сходство главного персонажа с реальным Хорикоси, любителем Шуберта, Гессе и французской поэзии. Герой идеален: благороден, готов броситься на выручку и жертвовать собой, сочетает романтику с математическим расчетом, мечту с практичностью. Такой герой бывает в сказке, но сказка из этого мультика изгнана принципиально.
Наверное, плодотворная идея могла бы породить сонмы рисованных байопиков об Эйнштейне (вот уж где разгул фантазии!), Эдисоне или нашем Валерии Чкалове. Хайяо Миядзаки вновь выступил экспериментатором, разведчиком не освоенных анимацией территорий и стилей - и сделал самый нетипичный, самый спорный фильм всей своей кинокарьеры.
С будущей недели - в кинотеатрах страны.