Рок-музыка, любовь и игры со временем. Как в Театре на Малой Ордынке поставили «Мастера и Маргариту»

Один из главных спектаклей этого сезона в Театре на Малой Ордынке — «Мастер и Маргарита. История любви». Создатели определяют его жанр как фантасмагорию по мотивам романа Булгакова. О том, как раскрывали характеры персонажей, и об отношении к самому роману рассказали артисты и режиссер.

Рок-музыка, любовь и игры со временем. Как в Театре на Малой Ордынке поставили «Мастера и Маргариту»
© Mos.ru

Давняя история

Работу над романом «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков начал в 1928 году. Она растянулась на 12 лет — текст, структура и название за это время не раз существенно менялись. Например, в первой редакции Михаил Афанасьевич озаглавливал книгу то «Копытом инженера», то «Черным магом», то «Жонглером с копытом». Мастера и Маргариты (и даже их прообразов) еще не было — речь шла исключительно о том, как дьявол однажды посетил Москву. В 1930-м рукопись отправилась в огонь.

Правда, вскоре работа возобновилась — у автора осталась тетрадь с черновыми главами, которую он сохранил в доказательство того, что роман все-таки существовал. Вновь множество изменений, вновь другие названия — от «Черного богослова» до «Он явился». Мастер и Маргарита уже появились, Воланд обзавелся свитой, но дело до конца Булгаков снова не довел, отложив роман на несколько лет.

Третий вариант рукописи недолго носил название «Князь тьмы», но вскоре изменился на «Мастера и Маргариту». Теперь автор постоянно работал над романом, что-то дописывая и меняя. Последние правки Булгаков вносил за несколько недель до смерти — книга так и осталась незавершенной. В печати роман появился только в 1966 году — в журнале «Москва». К тому, чтобы книга и читатель встретились, немало усилий приложила вдова писателя Елена Сергеевна.

Сегодня роман входит в число часто инсценируемых произведений, в Театре на Малой Ордынке тоже представили свою версию. Художественный руководитель Евгений Герасимов (исполнитель роли Воланда) рассказал, что главное в этой истории — посмотреть через героев на самих себя. Именно это стало основной задачей нового спектакля. А еще, по его словам, романом он очень давно увлечен и сам.

«Это давняя моя история. После съемок фильма “Забавы молодых” 1987 года я собирался снимать “Мастера и Маргариту”. Но меня опередил Юрий Кара — я даже в какой-то период был художественным руководителем его картины», — говорит Евгений Герасимов.

История любви

Спектакль, разумеется, не дословная сценическая версия романа Булгакова. Режиссер Антон Непомнящий выделил определенную часть сюжета и сделал ее главной в постановке.

«Прелесть романа в том, что в любой момент можно извлечь оттуда какую-то линию и сделать из нее полноценную историю. Мы взяли линию Мастера и Маргариты и поработали с ней, попытались ответить на вопросы о том, что эти два человека нашли в друг друге и каким образом Воланд взаимодействовал с ними», — рассказал режиссер.

Воланд в спектакле — властный, степенный, опасный для тех, кто ему не нравится. Сам Евгений Герасимов считает своего героя многогранным, не олицетворяющим только темную силу.

«Я оправдываю своего героя, — отметил он. — С моей точки зрения, он спасает Мастера и Маргариту, потому что они оба ему нравятся. Так что же тут добро, а что — зло? Что они друг для друга? Нельзя сказать, что Воланд на какой-то одной стороне».

Янина Студилина, исполняющая роль Маргариты, к своей героине тоже относится очень тепло. По ее словам, Маргарита — светлая и сильная женщина, которая ради любви к Мастеру (Игорь Лагутин) способна на все, в том числе на сделку с самим Воландом и на любые испытания, которые он ей приготовил.

«Благодаря Мастеру в ней открывается женская сила. Она влюбляется не только в человека, но и в его талант, его роман. Почувствовав свободу, свою настоящую природу, она начинает вести себя по-другому, потому что становится другой, даже, я думаю, физически», — поделилась актриса.

Смешение времен и современные технологии

Пока Мастер и Маргарита встречаются, расстаются и борются за то, что им дорого, свита Воланда озорничает и веселится. Кот Бегемот, например, залихватски исполняет музыкальный номер, отдавая дань уважения одному знаменитому рок-вокалисту. Правда, Бегемот здесь и не кот вовсе, а просто милый молодой человек с кошачьими повадками. Кроме того, многих героев в этой интерпретации нет: зрители не увидят, например, поэта Ивана Бездомного, Фриду и Понтия Пилата, но истории некоторых из них прозвучат «за кадром».

Создатели спектакля подчеркивают: роман по-прежнему современен и актуален, хотя с момента первой публикации прошло уже почти 60 лет. Постановка в полной мере это отражает: Маргарита, втерев в кожу волшебный крем, уносится не на ночные улицы Москвы 1920-х годов, а будто прямиком в наше время. Дальше театр соединяется с кинематографом: за спиной летящей проносятся узнаваемые здания, построенные уже в этом веке. А «нехорошая квартира», где Воланд устраивает бал, многократно увеличивается в размерах с помощью специальной видеопроекции.

Впрочем, и зрители могут почувствовать себя героями постановки. В какой-то момент актеры, полностью ломая четвертую стену, превращают в сцену весь зал. Стать частью действа можно совсем скоро — в следующий раз «Мастера и Маргариту» покажут 13 и 26 декабря, а также 11 и 19 января.

Самое интересное в культурной жизни Москвы — на портале kultura.mos.ru