Неделю назад в публикации «Мы из Горшеченского» наша газета рассказала о наиболее известных уроженцах Горшеченского района Курской области. Но сегодняшнего героя мы специально обошли молчанием, так как он заслуживает отдельного большого материала – настолько яркой, насыщенной была его жизнь. Знакомьтесь, если ещё не слышали о знаменитом курском цыгане, или освежите в памяти его биографию, если уже приходилось читать о нём. Чудо-ребёнок В 1885 году на курской земле родился мальчик, которому суждено было стать одним из выдающихся скрипачей первой половины ХХ века. Его имя – Михаил Гаврилович Эрденко (настоящая фамилия Ерденков) – заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Московской консерватории, скрипач мирового значения, талантливый солист, дирижёр, педагог, основатель цыганской музыкальной династии Эрденко, автор ряда произведений для скрипки в академическом и вместе с тем цыганском стиле, один из первых советских музыкантов, гастролировавших за рубежом. Он появился на свет в селе Бараново в бедной цыганской семье. Отец Гаврила Васильевич был скрипачом в третьем поколении и руководителем небольшого цыганского ансамбля, поэтому было ясно, что Миша тоже станет музыкантом. Кстати, музыкальные способности мальчика обнаружились очень рано. Он постоянно слышал в доме музыку и рано взял в руки скрипку. Первым музыкальным наставником стал его папа. Миша Эрденко взял в руки инструмент трёх лет отроду и всего за пару лет научился извлекать из него красивые певучие звуки. Более того – оказался способен выучить на слух и держать в памяти и репертуар из сорока мелодий. Уже в четыре года Михаил играл с отцом на свадьбах. Когда Мише исполнилось пять лет, Гаврила Васильевич решил, что сыну пора самостоятельно выступать перед публикой, и маленький Эрденко дал свой первый концерт из сорока пьес в Харькове. В том же возрасте он выступил с концертами в Ростове и Екатеринославе. Малыш играл русские, цыганские, украинские песни, и всегда с большим успехом. Деревенская глушь сулила незавидное будущее одарённому мальчику, но вмешался случай. Во многих городах средней полосы появились афиши, извещавшие о концертах «чудо-ребёнка». Из Курска в Москву О мальчике-музыканте начали писать газеты. В результате в Курске им заинтересовались преподаватели музыкальных классов. В Российском национальном музее музыки хранится афиша 1891 года: «Театр Асмолова. Ростов-на-Дону. В субботу 30 ноября 1891 года дитя пяти лет Миша Эрденко, самоучка, даст один концерт на скрипке под аккомпанемент рояля. Это дитя, одарённое феноменальными музыкальными способностями, удостоверенными Директором Харьковского отделения Императорского училища И.И. Слатиным, играет по слуху более 40 музыкальных пьес; свою музыкальную способность проявил с двухлетнего возраста. Дитя Миша Эрденко – уроженец Курской губернии, города Старого Оскола». Благодаря помощи дочери известного в то время старооскольского купца Маргариты Михайловны Кобзевой, случайно услышавшей и оценившей игру маленького цыганёнка, пятилетний Миша оказался в губернском городе. Средства на его учёбу музыке были собраны путём пожертвований. Губернский Курск, куда привёз его отец, после небольшого уездного городка вначале ошеломил мальчика, но встретил его гостеприимно. Юным скрипачом заинтересовались преподаватели музыкальных классов во главе с директором – композитором Аркадием Абазой. Сохранилось ходатайство Абазы, в котором он просит директора Московской консерватории оказать содействие в приёме одарённого ребёнка. Мальчику необходимо было учиться, и на меценатские пожертвования и деньги, заработанные на концертах, отец повёз сына в Москву с рекомендательным письмом от Аркадия Абазы, чтобы парнишку взяли в музыкальную школу при Московской консерватории имени Чайковского с назначением стипендии. В 1892 году Миша сдаёт экзамены в Московскую консерваторию, где буквально поражает преподавателей абсолютным музыкальным слухом, феноменальной памятью и техническими способностями. «У него были удивительные руки – очень разведены широко поставленные пальцы. Подвижность в них – от природы. Пальцы – устойчивые, крепкие, цепкие, изумительные по силе в пиццекато. Гибкость в кисти была исключительная», – вспоминала супруга и аккомпаниатор Евгения Иосифовна Эрденко. Будущему виртуозу была назначена специальная стипендия, началась студенческая жизнь. Эрденко тянулся к знаниям сам, и даже разлука с семьёй, по которой мальчик очень скучал, не могла помешать его серьёзным занятиям музыкой. Семье с большим трудом всё же удалось переехать в Москву. Но здоровье отца Гаврилы Васильевича оказалось подорванным постоянными лишениями. Не дождавшись окончания сыном консерватории, отец умер. Михаилу Эрденко было всего 16 лет, когда он оказался единственным кормильцем матери и четырёх младших сестёр. Это были годы, когда жили и творили его старшие современники – русские композиторы Римский-Корсаков, Лядов, Танеев. Особенно близкие и тёплые отношения складываются у Михаила Гавриловича с Рахманиновым, Скрябиным, Глазуновым. Это были счастливые минуты не только человеческого, но и творческого общения. В 1904 году он окончил Московскую консерваторию по классу скрипки у И.В. Гржимали: «Совет Консерватории сим свидетельствует, что крестьянин Курской губернии Старооскольского уезда Знаменской волости села Баранова Михаил Гаврилович Ерденков окончил в Московской консерватории полный курс музыкального образования. Советом Консерватории удостоен звания свободного художника и утверждён в оном. Во внимание к особым музыкальным дарованиям и отличным успехам он награждён малою золотою медалью…». Музыка революции В 1904–1905 годах молодой скрипач преподавал в музыкальном училище в Самаре. Его привлекала широкая исполнительская деятельность, и весной 1905 года Михаил собирался подписать контракт на длительную концертную поездку, но революционные события захватили пылкого юношу: он участвовал в демонстрациях, строил баррикады, был в составе одной из боевых рабочих дружин. 20 октября 1905 года Эрденко дирижировал оркестром на похоронах убитого большевика Николая Баумана, которые превратились в стихийную демонстрацию. После подавления восстания музыканта выслали в Вологду, а затем в Архангельск. Здесь он часто выступал перед политическими ссыльными и пришёл к выводу, что должен отдать своё дарование и мастерство народу. Об убеждениях музыканта ясно говорит девиз, начертанный на его скрипке: «Тебе отдаю свою душу, Великий Русский Народ, и звуками своей скрипки призываю тебя к борьбе за революцию!». Большие гастроли В 1907 году музыкант вернулся в Москву. Когда скрипачу разрешили выступать, он отправился на Украину на Донбасс, потом в Курск, Самару, Киев, Одессу, Вологду, Архангельск, Царицын, Оренбург, Среднюю Азию и на Кавказ, где наряду с выступлениями в больших городах и престижных концертных залах давал благотворительные концерты в пользу шахтёров, рабочих и студентов. Его репертуар состоял как из классических произведений Баха, Бетховена, Моцарта, Брамса, Шопена, Чайковского, Паганини и других композиторов, так и собственной обработки цыганского фольклора. Многочисленные отзывы прессы того времени свидетельствуют о высоких художественных и технических качествах игры Эрденко, об исключительном успехе у публики. Осенью 1909 года в жизни Михаила произошло замечательное событие: он вместе с женой побывал в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне. Игра музыканта растрогала всех. Лев Николаевич сказал: «Какая нежность, грация, чувство меры. Я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь так играл». Игре скрипача были свойственны необыкновенная красота и певучесть звука, яркая виртуозность, стихийность и раскрепощённость. Правда, творческие стремления артиста не встречали сочувствия и поддержки в официальных музыкальных кругах. Встречи с великими Судьбоносным для молодого музыканта стал 1910 год – он становится лауреатом Московского конкурса скрипачей имени Гржимали и получает приглашение преподавать в Киевском музыкальном училище (с 1913 года – консерватория). В Киеве состоялись его встречи с видными музыкантами, приезжавшими туда на гастроли: Рахманиновым, Скрябиным, Гречаниновым, Глазуновым. В училище Эрденко одновременно преподавал и возглавлял квартет. Он выступал как солист и дирижёр в Киеве и в других городах. В 1910 году Михаил Эрденко завоевал вторую премию в Московском конкурсе скрипачей. Путешествовал по Европе и брал уроки у прославленного мастера Эжена Изаи. Из отзывов в прессе: «Михаил Эрденко дал нам почувствовать то, чего давно ждут и к чему стремятся инстинктивно все скрипачи: он показал свободное паганиниевское исполнение… Двойные трели у него замечательно чисты и красивы. Стаккато удивительно чисто, ровно, легко и рассыпается как бисер, нет равного стаккато по лёгкости и красоте». После революции 1917 года музыкант выступал на заводах, в частях Красной Армии, принял участие в первом радиоконцерте в 1924 году. Совершал турне в пользу беспризорных. В апреле 1917 года Михаилу Гавриловичу Эрденко присудили звание профессора Киевской консерватории. Критики писали о его творчестве: «Сразу чувствуется большое музыкальное дарование, широкий размах артистической души, огненный темперамент, вдохновенность истинного таланта, разнообразие и огненная яркость переживаний. В удивительном сочетании колоссальной техники с нежнейшими оттенками звуков, в огромном умении придавать игре разнообразие колоритов, заставляющее звучать скрипку многообразно, заключается художественность исполнения Михаила Эрденко». И ещё важная деталь: почти на всех концертах на протяжении всей его жизни ему аккомпанировала его супруга – пианистка Евгения Гордзялковская, ученица К.Н. Игумнова. И снова столица В 1922 году музыкант с семьёй переехал в Москву. Он стал одним из первых советских музыкантов, гастролировавших за рубежом. На 1920–1930-е годы пришёлся пик его гастрольной деятельности: он выступал с женой-пианисткой в Польше, Эстонии, Латвии, Литве, Китае и Японии. В Германии участвовал в антифашистских концертах. За границей были сделаны записи его игры, звучание которых не утратило своего очарования даже в наше время. Их можно найти в Интернете. С 1935 года Эрденко – профессор Московской консерватории. Он продолжил давать концерты и создал виртуозные сольные вариации на темы Паганини и Брамса, подготовил несколько переложений пьес Чайковского, Рахманинова, Шопена и Венявского. Он не раз бывал в Курске (в 1917, 1921, 1923, 1925 годах), знакомил земляков с музыкой Бетховена, Брамса, Паганини, Чайковского. Всего же за жизнь Михаил Эрденко дал свыше шести тысяч концертов, успев прославиться не только как скрипач, но и как композитор. Вершиной его исполнительских достижений были «Кармен» Бизе, «Русский карнавал» Венявского, вальсы Шопена, миниатюры Паганини, Чакона, Баха. Стихия музыки, разбуженная смычком скрипача, не один раз заставляла плакать слушателей. Выразительность трактовок, ясность исполнительских концепций, могучий и пылкий темперамент Эрденко в сочетании с мастерским владением скрипичной техникой способствовали исключительной силе воздействия его искусства. Почти до конца жизни не прекращалась его концертная деятельность. Каждый очередной концерт отнимал у артиста огромные духовные и физические силы. Каждое выступление «сжигало» его и без того больное сердце. 21 января 1940 года оборвалась жизнь чародея звуков. В честь Эрденко назвали улицы в Белгороде и Старом Осколе. В память о музыканте в Белгороде проводится Международный детский конкурс скрипачей. Такая забота белгородцев понятна: малая родина музыканта – село Бараново относилось в XIX веке к Старооскольскому уезду Курской губернии. Но, может быть, и Курску стоит вспоминать о знаменитом скрипаче почаще? КСТАТИ В Киеве были изданы ноты еврейской молитвы «Коль Нидрей» в обработке Эрденко, которую называли просто «еврейской мелодией». Коллекционеры разыскивали эти редкие ноты, и экземпляр издания был найден. А вот что писала брошюра «Михаил Эрденко – знаменитый скрипач-виртуоз, лауреат императорской консерватории» в 1911 году: «Эрденко, посетивши синагогу, имел возможность услышать «Коль Нидрей» в исполнении известного еврейского кантора. Скорбь молящихся, безысходная тоска и отчаяние, звучащие в каждой нотке покаянной молитвы, произвели на господина Эрденко неотразимое впечатление. Он записал слышанное, расширив его и аранжировав для скрипки. Обладая громадным талантом и необыкновенной глубиной чувства, господин Эрденко является единственным исполнителем «Коль Нидрей» на скрипке в оригинале». СПРАВКА «КП» Крестили Михаила Эрденко в Старом Осколе в Успенской церкви. Метрическая запись сохранилась в государственном архиве Белгородской области. Под №21 в списке родившихся мужского пола от 22 ноября 1885 года записан Михаил, его родители: «Барановской волости крестьянин Гавриил Васильев Ярденко, законная жена его Прасковья Иванова, оба православного вероисповедания», и восприемники: «крестьяне Марк Стефанов Емельянов, Елизавета Даниилова Шахова». Таинство же крещения совершили диакон Акиндил Белкин и псаломщик Василий Успенский. Подготовил Юрий МОРГУНОВ Фото из открытых источников

Курский Паганини
© Курская правда