Российские композиторы – за созидательный труд и просвещение молодежи

На ежегодном Общем собрании Союза композиторов Евразии, прошедшем на днях, были определены основные приоритеты и стратегии развития организации до 2026 года. Участники собрания заслушали доклад Президента Союза композиторов Евразии Андрея Батурина . Андрей Константинович, в частности, сказал: "Без должной поддержки у страны не будет профессиональной молодежной смены старшему поколению композиторов и исполнителей. Как только профессиональный композитор, исполнитель, поэт и любой другой человек, включенный в творческий процесс, почувствуют эту поддержку, – общий механизм заработает на благо нашей культуры. Пока все участники творческих процессов разделены и функционируют обособленно, они не решают создаваемым искусством или свои творческим продуктом никаких глобальных задач. И нельзя забывать, что у них внутри нет того важного знания, базового, которое в своем багаже имел каждый советский гражданин – о своем гражданском долге, о своей национальной истории, о заповедях, которым сегодня еще учить и учить многих наших молодых коллег и тех, кто уже завтра приходит к ним на смену. Необходимо возобновить забытые композиторские десанты с выездами и погружениями в историю и культуру того или иного региона, когда под этими впечатлениями появлялись новые музыкальные произведения, большие оперы и балеты. Поверьте мне, история каждого российского региона таит в себе столько неизведанного, что может вдохновить ни одно поколение молодых авторов. И все, что там будет написано, обязательно должно исполняться и пропагандироваться. Это золотое правило для всего репертуарного предложения, созданного на государственные деньги. Тогда очень быстро наше искусство пойдет в гору". Собравшиеся постановили: - усилить работу в области восстановления главенствующих позиций композиторов, музыковедов, членов Союза композиторов Евразии и членов других профессиональных творческих объединений для устойчивого позиционирования профстандарта "композитор" в сфере государственной политики в области культуры, в работе концертных организаций, средств массовой информации, всех профильных партнерских организаций, работающих в области музыкальной культуры; - разработать механизмы и внести в Правительство РФ предложения о совершенствовании труда композиторов и исполнителей, последователей традиционной отечественной композиторской и исполнительской школ путем строгого разграничения областей, развитие которых должно происходить по определенным канонам, регулируемым государством и представителями музыкальной индустрии. В том числе в вопросах вознаграждения труда профессиональных композиторов. Среди перечисленных мер: восстановление концертных артистических ставок, закупочных цен на академические и вокальные (эстрадные произведения) с обязательным исполнением государственными и филармоническими коллективами и оркестрами, государственными и прогосударственными радио и телекомпаниями, создание концертных объединений по примеру действующих в СССР (что особенно важно для молодых профессиональных артистов, которые только учатся и совершенствуют свои навыки). Председатель Совета Союза композиторов Евразии Алина Небыкова подвела итоги работы организации за 2024 год, осветила текущие проекты и программы деятельности организации на 2025 год. "Руководство Союза композиторов Евразии делает все возможное, чтобы развивать деятельность нашей организации, не теряя традиционной фундаментальной основы, принципа преемственности поколений, но при этом используя новые технологии и креатив, позволяющие вовлекать большую аудиторию, которой потенциально интересна и нужна академическая музыка композиторов-современников. Это цифровое издание сочинений композиторов, персональное продвижение и разработка промо под отдельного автора, концерты-презентации на широкую аудиторию изданной музыки, освещение в СМИ музыковедческих рецензий об изданных произведениях наших композиторов, печатные издания нотных сборников с возможностью прослушивания и добавления опубликованных в цифровом виде работ по кьюар-кодам, запись подкастов с композиторами и ведущими деятелями искусств, размещение сочинений в больших по охвату плейлистах, распространение нотных сборников сочинений среди исполнителей, музыкальных библиотек и учебных заведений – словом, все то, что делает издательство современной академической музыки "Шостаковичи и Стравинские", главой которого я являюсь. Кроме того, это исполнение в рамках нашего проекта Поэтория "Дороги памяти" сложной академической музыки в синтезе с художественным словом, декламируемым чтецами-известными актерами, что также дает большую узнаваемость и композиторам, и исполнителям. И другие способы, создающие резонанс и делающие эту элитарную область доступной и понятной", – завершила свой доклад Алина Небыкова. Андрей Батурин и Алина Небыкова Также были приняты решения об открытии представительства СКЕ в городе Мурманск и утверждении руководителя в данном регионе – Анатолия Трухина; о создании профессиональных секций продюсеров и менеджмента в области академической и эстрадной музыки, секции композиторов-песенников; молодежной секции кандидатов на вступление в Союз композиторов Евразии. Собрание избрало и переназначило председателей комиссий детской музыки, театральной музыки, камерной музыки, джазовой музыки, симфонической музыки; принято решение об избрании членов Экспертного совета Союза. Вручены билеты новым членам организации. В прениях Заслуженный артист РФ, композитор Олег Каледин порекомендовал: "Больше работать с государством и средствами массовой информации, которые, в основной массе, не интересуются серьезным, профессиональным творчеством, и продолжают дезориентировать нашу молодежь, исполняя только развлекательную и разрушающую функции вещания, решая свои коммерческие и рейтинговые задачи, не воспитывая и не просвещая, не информируя о сегодняшних вызовах. Поскольку нет единой идеологии и структуры, способной все расставить по местам". Было предложено наделить органы местного самоуправления в области культуры, осуществляющие руководство концертными залами и Дворцами Культуры, правом вести контроль за четким и своевременным заполнением реестров для Российского авторского общества, в которых бы отражались названия всех исполняемых произведений, даты исполнения, ФИО авторов произведений и другие необходимые сведения, с целью оперативного получения авторских отчислений заинтересованными лицами. "Только имея такой ресурс, мы сможем помочь РАО в четком информировании о проведенном мероприятии и авторах, чья оценка труда ежемесячно в материальном выражении очень зависит от этой информации", – заключил Олег Каледин. Композитор, руководитель секции музыки для детей и юношества Жанна Габова выступила с предложением усилить работу по формированию пула отечественных композиторов, пишущих для детей разных возрастов, усилить контроль государства за проводимыми конкурсами и фестивалями с участием детей, так как многие из них проводятся непрофессиональными организациями. Поступила инициатива создать свой информационный портал об отечественном профессиональном музыкальном искусстве разных жанров, так как все действующие профессиональные печатные издания и глянцевые журналы до сих пор евро-ориентированны и не поддерживают отечественные национальные ценности, не освещают деятельность сегодняшних российских композиторов, события, конкурсы, фестивали. Жанна Габова проинформировала членов организации о начале работы проекта СКЕ "Композиторы Евразии – Детям", проекте новых современных детских песен "Красная Гвоздика. Дети". В конце собрания все присутствующие единогласно проголосовали за проведение внеурочного Съезда Союза композиторов Евразии весной 2025 года, в связи со сложившейся ситуацией в музыкальном искусстве и в преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Российские композиторы – за созидательный труд и просвещение молодежи
© Ревизор.ru