Все ради искусства: пять самых зрелищных автомобильных трюков и погонь в советском кино
Советский кинематограф всегда отличался сценографией и прекрасным юмором, блестящей актерской игрой и незабываемой атмосферой, музыкальным сопровождением. А еще — лучшими каскадерскими трюками и спецэффектами. В материале MIR24.TV — пять самых зрелищных автомобильных погонь в советском кино.
Смотрите в воскресенье, 22 декабря, в 11:15 х/ф «Берегись автомобиля на телеканале «МИР. Режиссер: Эльдар Рязанов. В главных ролях — Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Любовь Добржанская, Анатолий Папанов, Ольга Аросева, Андрей Миронов, Георгий Жженов, Евгений Евстигнеев, Донатас Банионис, Любовь Соколова и другие.
«Берегись автомобиля: триумфальный дебют «Волги
В основу кинокартины 1966 года легла история, которую из уст в уста передавали жители Ленинграда. Неизвестный угонял машины спекулянтов, перепродавал их, а все вырученные деньги отправлял в приюты. Конечно, за эту легенду ухватились Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский. По сюжету фильма «Берегись автомобиля страховой агент и актер театра самодеятельности Юрий Деточкин непримиримый борец за справедливость. Он угоняет машины у безнаказанных взяточников, жуликов и расхитителей государственной собственности. Полученные от продажи деньги советский Робин Гуд перечисляет детским домам.
Режиссер наполнил картину зрелищными погонями и различными трюками. Главным автомобильным героем тогда стал легендарный ГАЗ-21. И это был триумфальный дебют «Волги в советском кино. Для съемок были подписаны документы, что авто останется в идеальном состоянии. Вот только по сюжету «неукротимая Волга проезжала на высокой скорости под двигающимся грузовиком, заезжала на автовоз, молниеносно съезжала с откоса во время погони Деточкина и автоинспектора на мотоцикле. Как же удалось избежать поломок и повреждений? Чтобы проделать сложнейшие автомобильные трюки и погони, был приглашен один из лучших каскадеров Александр Микулин.
Кинооператор, народный артист РФ, заслуженный деятель искусств РСФСР Анатолий Мукасей рассказывал о том, как проделывались автотрюки, в частности, когда машина проезжала под трубами, то предстояло все очень точно рассчитать: расстояние, скорость, траекторию движению. Оператор в этот момент находился вместе с каскадером в машине. А еще на съемках картины произошел такой случай: каскадер заставил режиссера участвовать в трюковых автомобильных сценах. Когда Рязанов попросил повторить крайне опасный эпизод, то в ответ Микулин предложил мэтру сесть в каскадерское авто в качестве пассажира. Эльдар Александрович на это согласился, а после лично участвовал во всех самых сложных трюках.
Разумеется, если в кадре происходит столкновение или машина выполняет какой-то сложный элемент, ее особым образом переделывают. Дорабатывают двигатель и подвеску: далеко не каждый автомобиль выдержит приземление на колеса после прыжка. В корпус ставят прочный металлический каркас, чтобы обезопасить водителя. В салоне меняют сиденья. А если съемку ведут изнутри, то убирают все пассажирские кресла. «Волга не только вернулась на студию без единой царапины, но и в дальнейшем была очень востребована в другом советском кино.
«Гонщики: реалистичные автомобильные ралли
Для фильма «Гонщики, вышедшего в 1973 году, требовалось снять множество эффектных автомобильных трюков и гоночных сцен. Почему же эту кинокартину называют самой реалистичной? Во-первых, все диалоги в ней записаны на движущихся в реальном времени автомобилях, а не на специальной платформе, как это обычно бывало. Во-вторых, трюки исполняются настоящими автопилотами. По этой причине в титрах идет полный список гонщиков, которые были известны не только в СССР, но и за ее пределами. Реальных пилотов того времени можно увидеть и в самом фильме.
В-третьих, часть сцен с Олегом Янковским проходит в салоне спортивного автомобиля во время гонок. Ради этой роли 28-летнему Янковскому пришлось пройти короткие курсы вождения машины, но до сдачи экзаменов на официальные права дело так и не дошло. К слову, учили Янковского управлять автомобилем настоящие профессионалы своего дела: гонщики, которые были приглашены для съемок.
В-четвертых, о трюках. Для съемки сцен из движущегося «Москвича оператор с ручной камерой 1КСШР усаживался в багажник, крышка которого и заднее стекло салона демонтировались. Актерские диалоги внутри автомобиля снимались с передней точки камерой, закрепленной на раме, установленной вместо снятого капота. Запуск камеры актеры выполняли самостоятельно, а загрязненное стекло с работающими дворниками усиливало достоверность. Низкая светочувствительность кинопленки «ДС-5М заставила имитировать свет автомобильных фар в ночных сценах при помощи специальных осветительных приборов. В некоторых случаях встречные машины устанавливались на дороге неподвижно, а перед их капотом размещались прожекторы. Чтобы создать на экране иллюзию их движения навстречу, автомобиль, из которого велась съемка, ехал вдвое быстрее.
«Невероятные приключения итальянцев в России: трюки на уровне Голливуда
Фильм «Невероятные приключения итальянцев в России вышел на экраны в 1973 году. После чего миллионы людей в СССР и за границей стали мечтать купить ВАЗ-2103. А все дело в том, что автомобиль «Жигули по сюжету и прыгал, и летал, и гонял по бездорожью. То есть все трюки были «чистыми, ни одного комбинированного кадра.
Для съемок было закуплено несколько новеньких машин, хотя в СССР для трюков обычно брали списанные авто. По итогам — три разбитых автомобиля. Однако прокат комедии Эльдара Рязанова сыграл на руку: в тех же зарубежных кинотеатрах он стал хорошей рекламой Волжского автозавода. А в фильме как раз активно использовались машины этого предприятия.
Большинство трюков исполнял итальянский каскадер. Серджио Миони был в «Жигулях, когда машина перелетала реку. И это был опасный маневр — автогонщик преодолел больше 40 метров в воздухе. Также трюки выполняли советские гонщики, например, когда машины попадают под струю грязной воды, преследуя друг друга вслепую. Чтобы снять трюк с «Жигули, когда тот едет на крыше другого авто, с него сняли двигатель и всю подвеску, колеса приварили к трубам. А для съемок на дороге построили макет бензоколонки и сделали его так натурально, что многие, кто проезжал мимо, пытались даже заправить свою машину.
«Петровка, 38: впечатляющая погоня по Москве
Актеры в фильме «Петровка, 38, который был снят в 1980 году, и в сценах погони снимались, и трюки делали сами. А автомобильную погоню называют одной из лучших в советском кино. Гонки по Москве выглядят впечатляюще, поскольку все сцены ставили в «живом автомобильном потоке.
Дорогу для ее съемок не перекрывали, машины кинематографистов ехали вместе с автомобилями горожан. Чтобы «Волги актеров эффектно подлетали в кадре, построили трамплин, который покрасили в цвет асфальта. При этом машины по сюжету не только спрыгивали с трамплинов, но и таранили строительные леса, конечно же, из реквизита. А инспектор ГАИ, столкнувшийся на мотоцикле с автомобилем преступника, был членом трюковой группы.
«Найти и обезвредить: советский боевик
Одним из самых зрелищных в плане погонь на большегрузах называют фильм «Найти и обезвредить 1982 года. По сюжету три друга Виктор, Дмитрий, Федор и их знакомая Юлия отправляются в небольшой сибирский город Семиреченск. Во время отпуска они планируют насладиться природой, а вместо этого оказываются втянуты в расследование преступления. В день их приезда бандиты напали на автобус с инкассаторами, завладели большой суммой денег и скрылись в тайге. Погоня большегрузных автомобилей велась по лесному массиву. Ключевая сцена с участием КамАЗ-5320 и ЗИЛ-133ГЯ не оставляет равнодушным никого, даже спустя много лет.