Стать центром притяжения

Фестиваль российского кино на днях завершился в Индии, а ранее был в Китае, Казахстане, Кыргызстане и на Кубе. Также Дни российского кино прошли в рамках Минского кинофестиваля «Лiстапад», в рамках II Национальной кинопремии «Тоджи Сомон» в Таджикистане... У нас в России с успехом провели Московскую международную неделю кино, где участвовали делегаты из Индии, Китая, Турции, Ирана, Египта, Таиланда и других стран, а еще былиФестиваль китайского кино, Дни вьетнамского кино и другие события.

Стать центром притяжения
© Вечерняя Москва

Недавно при поддержке Министерства культуры России прошел у нас и Фестиваль сербского кино. В Москве и Санкт-Петербурге показали четыре сербские картины: мистический триллер «Изоляция», фестивальный хит «Хранители формулы», драмы «Воскресенье» и «На сегодня все». Мероприятие стало ответным на Фестиваль российского кино, который провели в трех городах Сербии: Белграде, Нови-Саде и Нише. На открытии часто звучала мысль: хочется, чтобы российский зритель знал сербское кино не только по именам режиссера Эмира Кустурицы и актера Милоша Биковича.

К радости многих, Бикович пришел на премьеру фильма «Изоляция», чтобы ответить на вопросы зрителей и прессы. «Некоторые из сербских фильмов, а их выходит по 10–15 в год, имеют сильно выраженный локальный колорит. А другие, хоть у них и нет амбиций быть глобальными, неожиданно становятся теми, которые понятны и любимы многими, — отметил Милош Бикович. — Мне кажется, сейчас у России есть исторический шанс стать глобальным мировым лидером, платформой для равноправия, в том числе в культурной среде. Если вы открываете возможности для самовыражения другим народам, у которых их не так много, включая сербский народ, если вы поддерживаете это, помогаете, то все культуры и все народы будут тянуться в Россию. И мне кажется, это и есть тот мультиполярный мир, о котором мы говорим, мир на более справедливых основах...»

Эта мысль как бы резюмировала мои собственные, которые возникали при просмотре «Изоляции» Марко Бацковича. Вот в сцене дороги звучит песня, но не на английском или русском, а на сербском — непривычно, свежо и красиво. Или в сцене в студии, где идет запись, все не вполне так, как на нашем телевидении, но эмоции-то те же. И неожиданный поворот в финале буквально сбивает с ног, интригуя не хуже крупных блокбастеров. Вопрос один: «Когда ждать фильм у нас в широком прокате?» Но, скорее всего, он останется риторическим... А ведь такое кино точно нашло бы своих зрителей, если бы они о нем узнали.

Вот только к незнакомому и непривычному всегда есть настороженность. А что если преодолеть ее сможет копродукция, где в иностранном национальном фильме снялся бы успешный российский актер или актеры? Ведь тогда бы люди шли смотреть на известную им личность, а заодно узнавали бы и новый для них кинематограф. Возможно, это та самая точка входа, которая позволила бы популяризировать подобные ленты среди российской аудитории? Ведь, если честно, у нас гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. Как хочется, чтобы в российском прокате появлялось больше разного!