«В дуэли органа и скрипки не может быть проигравших»: в Калининграде впервые на протяжении пяти дней провели музыкальную мастерскую
Калининграде впервые прошёл один из самых масштабных проектов музыкального образования — творческая мастерская композитора Леонида Лундстрема. Фестиваль свёл вместе не только настоящих виртуозов скрипки, альта, виолончели, фортепиано, но и едва начинающих музыкантов.
Уникальность из рук в руки
Творческая мастерская, за пять лет посетившая 16 городов по всей стране, привезла в Калининград преподавателей из МГИМ им. Шнитке и других именитых музыкантов. Фестиваль прошёл на базе четырёх детских школ искусств, где мэтры дали мастер-классы. Кроме того, состоялись четыре концерта и моноспектакль.
Состоит концепция фестиваля из двух частей. В первую очередь, это профессиональные мастер-классы «для талантливых детей». А во вторую — обширная концертная программа, встречи с мастерами и лекции.
Вообще учеников школ искусств периодически приглашают на творческие мастерские состоявшихся музыкантов. Это обычная практика. Но фестивалей, включающих в себя целый комплекс направлений и форм, не так много.
«В детстве, конечно же, я тоже участвовал в мастер-классах, ходил на концерты. Но в таком формате, который был бы не только направлен на передачу ремесла из рук в руки, но и существовал бы как ценностно ориентированный проект, [не было]. Мне кажется, наше дело в какой-то степени уникально», — отмечает Пётр Лундстрем.
Скрипка, альт и виолончель
Для одиннадцатиклассницы музыкальной школы Анастасии Панько опыт участия в творческой мастерской тоже в новинку. И это не прошло даром. Девушка играет на скрипке с 8 лет, в 16 — начала осваивать ещё и альт. А побывав на концертах фестиваля, Анастасия открыла в себе страсть к виолончели. Теперь планирует освоить и её.
Профессионалы охотно делились секретами с теми, кто делает первые шаги на творческом пути. «Я только начинаю знакомиться с альтом. Казалось бы, три года. Но это на самом деле небольшой срок, — рассуждает Анастасия. — Мне очень понравилось, что мы работали в такой непринуждённой атмосфере. Павел Федосеев [альтист] говорил: нужно всё играть немножко проще... Потому что самим музыкантам присуще немножко усложнять всё, что мы играем, искать куда-то вглубь».
Но фестиваль, кроме передачи опыта и формирования мировоззрения, имеет и прямую практическую ценность. Выпускница музыкальной школы планирует поступать в консерваторию, и подготовка к экзаменам — важный этап на этом пути.
«Я показывала свою госпрограмму, которую буду играть на вступительных. Мы усердно работали над ней. Мне рассказали о некоторых нюансах, сделали важные замечания, добавили несколько интересных штрихов», — вспоминает девушка.
Как отмечает сама Настя, даже несколько дней рядом с виртуозами невероятно вдохновляют. А результаты трудов юных музыкантов тет-а-тет с мастерами стали видны уже на заключительных концертах.
Идея двух однокурсников
А сама идея привезти небывалый проект в самый западный уголок России пришла двум однокурсникам по высшей школе управления: скрипачу Петру Лундстрему и министру культуры и туризма Калининградской области Андрею Ермаку.
«Как-то мы обсуждали, и мне показалось, что это очень интересно было бы для Калининграда, — отметил Андрей Ермак во время пресс-подхода перед концертом. — Потому что здесь таких масштабных событий, как эта творческая мастерская, раньше не было. Мы подумали, что это было бы очень хорошее начало нашего долгого сотрудничества, которое, я уверен, у нас будет».
Как вспоминает Андрей Ермак, когда Пётр приезжал со своей семьёй отдыхать в Калининград, он успел посетить в филармонию им. Светланова.
«Он зашёл в зал и сказал: слушай, классная площадка, она очень хорошо бы подошла! И мы подумали, да: вот то, что нужно», — улыбаясь, рассказывает министр.
«Хитовый» Бах
Финальный аккорд школы-фестиваля, концерт «Скрипка. Орган. Дуэль», прошёл именно здесь.
«У нас совершенно филармонический концерт. Тем не менее, мне кажется, программа уникальная. Знаете, я был недавно на «Бизнес. ФМ», радио позволило себе сказать слово «хиты», — вспоминает Пётр Лундстрем. — Скажем так, наш концерт состоит из одних хитов, мы, конечно, такие слова обычно не употребляем, но всё-таки...»
Соперничество скрипки и органа на концерте развернулось на поле музыки Баха — одного из немногих, кто писал именно соло для скрипки. Концерт построен на противостоянии двух инструментов, клавишного и струнного. По словам Петра, это символизирует два начала в творчестве композитора: в детстве отец учил его играть на скрипке, а взявший Иоганна под своё крыло дядя познакомил его с фортепиано.
Кстати, это выступление стало дебютом известного скрипача Петра Лундстрема на сцене Калининградской филармонии. Вторым «дуэлянтом» был испанский титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила — Даниэль Сальвадор.
Такой ценный для учеников музыкальных школ фестиваль имеет все шансы вернуться в Калининград. «У нас есть понимание, что, конечно же, мастерскую Леонида Лундстрема нужно сделать традиционной», — пообещал журналистам Андрей Ермак.
Ещё в начальной школе детям рассказывают о творчестве Баха как о неотъемлемой части классической музыки. Так ли это на самом деле, рассказал музыковед и педагог Алексей Сканави.