«Бабушка получила квартиру на Ленинском». Певец Ильичёв помнит, как кинотеатр «Прогресс» стал Театром Джигарханяна

«Давным-давно, ещё в середине 1950-х годов, бабушке с дедушкой дали собственную квартиру. И не где-нибудь, а в новой пятиэтажке на Ленинском проспекте», – рассказал нам певец, писатель и житель ЮЗАО Иван Ильичёв.

«Бабушка получила квартиру на Ленинском». Певец Ильичёв помнит, как кинотеатр «Прогресс» стал Театром Джигарханяна
© Вестник района Гагаринский

«НА МОРОЗЕ ШИНКОВАЛИ И СОЛИЛИ КАПУСТУ»

– Тех хрущёвок в Обручевском районе давно уж нет, всё застроено другими, новыми домами. Но в семейном архиве хранятся фотографии и документы, связанные с той самой квартирой, куда я приезжал в детстве. Моя семья помнит, например, как построили кинотеатр «Казахстан» на Ленинском проспекте и открыли его аккурат перед Новым годом – 30 декабря 1971 года.

– Что ещё запомнилось в детстве?

– Одно из ярких впечатлений – уличный рынок у метро «Ленинский проспект». Оттуда отходил автобус до нашего дома, поэтому из центра города мы часто ездили этим путём. Автобусы курсировали очень редко, и, пока мы их ждали, можно было погулять по рынку. Там я увидел первые в жизни аудиокассеты и услышал песню «Гранитный камушек». С группой «Божья коровка» мы теперь дружим и работаем. Там же, у «Ленинского проспекта», я впервые в жизни увидел напёрсточников! Мама меня, конечно, увела от этого места, но я всё-таки успел увидеть, как обманывают людей. Дома со мной была проведена беседа, и с тех пор больше я никогда не подходил к подобного рода мошенникам. А ещё помню, как у метро «Ленинский проспект» прямо на улице на морозе шинковали и солили капусту! Таким образом рекламировали новые шинковки. Но впечатление было незабываемое – кругом люди, толкотня, из динамиков там и тут грохочет разная музыка. А в этой толпе стоят люди и шинкуют капусту. Такие вот мои забавные воспоминания о 1990-х на юго-западе столицы.

– Какие места посещали, когда было свободное время?

– В тех краях, где был бабушкин дом, располагалась «Мелодия». Я обожал виниловые пластинки. Их было в доме немного – жили мы небогато. Но несколько раз всё-таки меня туда отводили, и я часами мог рыться в коробках с пластинками. А ещё в детстве в качестве подарка меня возили в кинотеатр «Прогресс» на Ломоносовском проспекте, возле метро «Университет». Там внизу стояли игровые автоматы и мой любимый «Морской бой». В 1990-е годы это место вся молодёжь района знала как дискотеку «Мегаденс» и клуб «Галактика». Но, к счастью, я стал свидетелем, как позже «Прогресс» превратился в Театр Армена Джигарханяна, а в реконструированном здании кинотеатра «Казахстан» открыли киноклуб-музей «Эльдар», руководителем которого стал наш легендарный режиссёр Рязанов. Я «Эльдар» очень люблю, не раз был на мероприятиях там. Место это, так сказать, намоленное, это необычный кинотеатр, мне нравится, что там обустроены помимо музея Эльдара Рязанова ещё и небольшие музеи, посвящённые фильмам Леонида Гайдая, Георгия Данелии, Аллы Суриковой.

«МЕРИДИАН» – ЦЕНТР КУЛЬТУРНОГО ПРИТЯЖЕНИЯ»

– Судя по афишам, Иван Ильичёв – частый гость на Профсоюзной, 61.

– Да, по этому адресу находится мой любимый «Меридиан». Это один из залов, где проходили первые концерты нашего, тогда ещё совсем молодого музыкального проекта «Имена на все времена». Для человека, живущего неподалёку, это место было центром культурного притяжения. Я был в самом начале своего творческого пути, познакомился с Алексеем Исааковым. И вот вместе с ним мы и провели в «Меридиане» первые концерты.

– Самый первый вечер в «Меридиане» помните?

– Это был концерт «Ваши любимые песни». Потом были и другие мероприятия и представления, среди которых и вечер памяти Анны Герман. Тогда я впервые познакомился с певицей Ниной Бродской, которая прилетела из США после долгих лет эмиграции. Помните «Звенит январская вьюга» в знаменитом гайдаевском фильме? Мы знаём эту песню именно в её исполнении. Тогда очень тепло пообщались и с Ниной Бродской, и с Валентиной Толкуновой. Помню, за кулисами Валентина Васильевна сказала: «Сегодня полный зал на вечере памяти… Как бы я хотела, чтобы после моего ухода меня тоже так вспоминали…» Кстати, зал на вечере памяти Анны Герман был действительно полон, хотя накануне концерт был под угрозой отмены. Почему? А билеты не раскупили. Мы позвонили Толкуновой, Чепраге, Кодряну, Вески. Спросили, приедут ли они, если в зале будет так мало зрителей. Не отказал никто! А после обеда в кассу «Меридиана» выстроилась настоящая очередь: более 500 человек стояли на морозе и терпеливо ждали, пока им достанется билет. Так к вечеру «Меридиан» был полон – в зале яблоку негде было упасть! Я тогда убедился в силе сарафанного радио: люди прознали, что хорошие артисты приедут, и пришли за билетами. Анна Герман была одной из самых популярных исполнительниц. Эту польскую певицу с летящим голосом обожали миллионы и знали наизусть её песни – «Когда цвели сады», «Белая черёмуха», «Надежда» и другие. Но мало кто из поклонников догадывался, что поёт эта прекрасная артистка, стоя в железных кандалах, вмонтированных в туфли…

– Вы биограф Анны Герман, друг семьи певицы, много лет собираете неизвестные факты, редкие фотографии, письма Анны друзьям. Что вы рассказываете зрителям юго-запада, когда проводите творческие вечера, посвящённые ей?

– Рассказываю о её сложной судьбе. Несколько лет назад я прилетел в Узбекистан, где родилась Анна Герман. В 1930-е городок Ургенч на границе с Туркменистаном стал пристанищем для молодой семьи – учительницы Ирмы Мартенс и бухгалтера Евгения Германа. 14 февраля 1936 года у них родилась дочь, Анечка Мартенс. Мать не состояла в официальном браке с отцом девочки. Поэтому Аню записали по фамилии мамы и бабушки. Жизнь их была непростой, ведь в графе «национальность» у них значилось – «немцы». Отца Анечка не помнила, его арестовали в 1937-м по ложному доносу о шпионаже и дали 10 лет без права переписки. В 1946-м мать Анны путём невероятных ухищрений смогла перевезти своих близких в Польшу. Эта страна стала для неё второй родиной. Хотя там её талант не был оценён в полной мере, к её популярности относились более чем прохладно. То ли дело, как её любили у нас в СССР!

– Что обычно спрашивают зрители о Герман?

– Часто спрашивают о её личной жизни, о подробностях катастрофы. Единственным, кто смог пробиться к её сердцу, стал польский инженер Збигнев Тухольский. Вместе им пришлось пережить трагедию, разделившую жизнь на до и после. Ей был 31 год. Карьера на пике – Анна стала первой польской певицей, принявшей участие в фестивале в Сан-Ремо. Вот только итальянский продюсер экономил на всём. В конце августа 1967 года Анна Герман попала в страшную автокатастрофу. После концерта в городке Форли певица умоляла сопровождающего: нужно отдохнуть. Но Ренато Серио (он, кстати, жив) настаивал: «Денег на номер в гостинице в Форли не выделено. Нам надо вернуться в Милан». Но Ренато заснул за рулём. Их «Фиат» вылетел с автострады, пробив ограждение. Ударной волной пассажирку выкинуло из машины на груду камней. Водитель отделался лёгкими ушибами. А Анну заново собирали буквально по кусочкам – 49 переломов, включая позвоночник, разрывы внутренних органов. В одном из писем позже она назовёт себя разбитой куклой.

Фото из личного архива

«САМЫЙ МОДНЫЙ ДЕД МОРОЗ»

– Иван, приближается Новый год. Как отмечаете праздник?

– В детстве я играл зайчиков на ёлках. А вот во взрослом возрасте, было дело, подрабатывал Дедом Морозом в детских садах нашего округа. Про меня говорили «самый модный Дед Мороз», так как я всегда любил танцевать. Также несколько лет назад мы в нашем проекте «Имена на все времена» придумали: 1 января надо отвлечь зрителей от салатов и пригласить на самый первый январский концерт. Так сложилась традиция, которой почти 10 лет, – 1 января мы устраиваем «Ёлку для взрослых». Приходите, в этом году она тоже будет!

Фото из личного архива

ДОСЬЕ

Иван Ильичёв родился в Москве. Исполнитель современных романсов, баллад, песен. Сотрудничает с Ларисой Рубальской, Михаилом Муромовым, Ольгой Зарубиной, Екатериной Шавриной. Отдельное место в творчестве занимает дуэт с певицей Екатериной Бродской.

• В свет вышло несколько сольных альбомов Ильичёва: «Свидание при свечах», «Брызги шампанского», «Дарите женщинам цветы», «С той стороны стекла», «За всё благодарю!».

Иван Ильичёв снимался в фильмах «Прощальное эхо», «Анна Герман. Эхо любви» и др.

• Биограф Анны Герман и Жанны Бичевской. Автор книг «Анна Герман. Сто воспоминаний о великой певице», «Анна Герман. Гори, гори, моя звезда…», «Мы долгое эхо», «Анна Герман. Белый ангел песни», «Эхо любви».

• Является основателем Международного клуба поклонников Анны Герман и сооснователем музыкального проекта «Имена на все времена».

ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ