О композиторе Льве Землинском — авторе «Вечного странника»

Песня «Вечный странник» — первая российская песня, прозвучавшая на музыкальном конкурсе «Евровидение». Её исполнила певица Юдифь, она же Маша Кац. И песню эту до сих пор любят и слушают. Нам же, балашихинцам, эта история должна быть интересна ещё и потому, что музыку для этой композиции написал наш земляк Лев Землинский. Более того, именно он уговорил Машу Кац стать первой, как выяснилось, певицей из России — участницей Евровидения. Большая Балашиха Лев Ильич Землинский родился в Балашихе 8 марта 1958 года. Окончил Московский институт связи и Московское музыкальное училище, отделение «Джазовое фортепиано». Сначала играл в ансамбле, затем был аранжировщиком, работал с различными московскими ансамблями и исполнителями. Маше Кац был знаком по популярному в 1990-е годы ансамблю «Лига блюза». «Всё началось с того, что Лев Землинский, уже бывший на тот момент клавишник “Лиги блюза”, написал очень хорошую песенную программу, хотел её записать и издать, — вспоминала Маша Кац. — Точнее говоря, Лев хотел меня нанять как сессионную певицу, чтобы я просто исполнила его песни. Я записала эти десять песен, получила свой гонорар и успокоилась — поехала на гастроли с “Лигой блюза”. А через несколько месяцев, когда я опять была на гастролях, кажется в Прибалтике, Лев разыскал меня. Оказалось, что он послал три наших песни на отборочный тур “Евровидения”, одна из них понравилась представителям Второго канала и “Программы «А»”, которая тогда занималась национальным отбором на конкурс. Ситуация сложилась известная: “без меня меня женили”, и меня вызвали в Москву готовиться к конкурсу». Сам Лев Землинский так описывает те события. «Началось всё в 1993 году, — вспоминает он. — Одна не очень известная певица попросила меня сочинить для неё несколько песен. Мы начали работать, записали пару песен, но исполнитель материал не вытягивал. Мне хотелось сделать музыку такую, которую я бы сам с удовольствием слушал. Пришлось заняться поисками певицы. Я довольно долго работал с Колей Арутюновым в “Лиге блюза”. Потом встретился с Машей… Ей, конечно, хотелось на “Евровидение”. Когда-то в юности она по телевизору увидела репортаж с “Евровидения” и поняла, что на свете существует не только конкурс в Сан-Ремо». «Конечно, я сразу размечталась о том, как попаду на этот конкурс, но потом, естественно, забыла об этом… И вот мне выпал такой шанс!» — поделилась Маша Кац. Лев Землинский ещё в советские времена работал в Останкино, имел возможность смотреть все конкурсы и фестивали. «Я стал вспоминать свои впечатления от “Евровидения”, — вспоминал Лев Землинский. — Конкурс был рассчитан на “семейную” европейскую музыку в “приличном” оркестровом исполнении. Стал прикидывать свои шансы. Евровидение — это конкурс песен, а не исполнителей, хотя кто же спорит о роли исполнителя… Петь нужно на русском языке, значит из 24 стран только в двух-трёх поймут, о чём песня. Гитарная музыка или ритм-н-блюз не прозвучит — на сцене вообще нельзя ставить гитарные усилители. Зато можно использовать оркестр, и хороший оркестр. Мне кажется, что лучшие оркестры в Европе — на островах, лучший, конечно, Лондонский. Я решил выбрать песню, в которой можно использовать все возможности оркестра, мои способности как аранжировщика и возможности исполнителя». Участие России на конкурсе песни «Евровидение-1994» в столице Ирландии Дублине стало для нашей страны дебютным. Именно тогда состоялось первое исполнение песни на русском языке. Лев Землинский написал балладу, в которой героиня обращается к неназванному герою, которого называет вечным странником. Кстати, на национальном отборе, прошедшем 12 марта 1994 года в одной из студий телеканала РТР, Маша Кац, она же Юдифь, обошла многих популярных исполнителей: Сергея Пенкина, Алёну Апину, Вику Цыганову, группы «Ногу свело» и «Мегаполис». Большая Балашиха Большая Балашиха Большая Балашиха «Откупорили мы, значит, шампанское в гримёрной, стали разливать по пластмассовым стаканчикам, — вспоминал Лев Землинский. — Вдруг открывается дверь и заходит вся телевизионная команда, настроение у них абсолютно похоронное. За точность не ручаюсь, но говорят они примерно следующее: “Вы выиграли, но этого мало. Теперь вы должны найти деньги, чтобы всех нас отвезти в Дублин”. Оказывается, они рассчитывали, что победит либо Вика Цыганова, либо “Ногу свело”. За Вику казаки обещали выставить 50 тысяч зелёных, а у “Ногу свело” были хорошие связи в телевизионном мире. В любом из этих вариантов выезд многочисленной делегации российских телевизионных туристов и, самое главное, выплата суточных были бы обеспечены. Сначала я расстроился, а потом понял, что мы с Машей всё равно поедем и перестал об этом думать. А деньги в клюве принёс Крылов — раскрутил каких-то крутых ребят». Во время исполнения песни «Вечный странник» Лев Землинский лично дирижировал оркестром Ирландского радио и телевидения. «Выхожу на сцену, фотовспышки в лицо — у меня ноги подкашиваются… — вспоминала Маша Кац. — Но тут пошёл отсчёт, я увидела руки Льва Землинского, который дирижировал оркестром, и успокоилась. А когда оркестр заиграл вступление, всё моё волнение ушло, и я спокойно спела свой номер». В итоге песня «Вечный странник» заняла на «Евровидении-1994» девятое место из 25 возможных. Вполне неплохо, учитывая, что композиция была русскоязычной и исполнялась под живой оркестр. Интересно, что в 1999 году в Великобритании был составлен список лучших песен конкурса «Евровидение» за всю историю. Песня «Вечный странник» вошла в первую десятку. А Лев Землинский и сейчас активно занимается творческой деятельностью. В 2007 году он написал музыку для полнометражного российско-американского художественного фильма «Путевой обходчик». Кроме того, он создал музыку для Российской государственной цирковой компании, Цирка Никулина на Цветном бульваре, а также для некоторых европейских цирковых компаний. В настоящее время он много пишет для анимационного кино, в частности его мелодии звучат в мультсериале «Фиксики». Алексей Галанин