Каким будет новый анимационный фильм "Отель "Онегин"
На III Фестивале анимации и литературы "Пушкин. Михайловское", который проходил в Пушкинских Горах Псковской области, петербургский режиссер Ирина Евтеева рассказала на встрече со зрителями, как идет работа над фильмом "Отель "Онегин". Длится она уже четыре года, еще не завершена, но уже можно было увидеть отрывки из фильма.
Онегин, Пушкин и Чайковский
Вот такая история: режиссер-аниматор Барри (актер Артур Ваха) приезжает в Россию, где планирует снять кукольный фильм "Онегин". Он на четверть русский и влюблен в поэзию Пушкина. Барри попадает в странное фантасмагорическое пространство (маленькая пушкинская вселенная), пытается понять, что с ним происходит. Его сопровождает Кот ученый, который умеет разговаривать. В комнатах отеля живут герои сказок Пушкина, романа "Евгений Онегин", "Маленьких трагедий". Пойдешь направо - попадешь в роман, налево - в оперу.
Автор сценария и продюсер Ирина Марголина (московская студия "М.И.Р.") рассказала - по видеосвязи - о том, как этот фильм был задуман:
«Около десяти лет назад Любовь Казарновская предложила мне сделать анимационный фильм на основе оперы "Евгений Онегин". К тому времени мы закончили работу над анимационным образовательным циклом "Сказки старого пианино", посвященному великим композиторам мира, Любовь Юрьевна видела его… Идея показалась мне необычной, интересной, к тому же мы только что сняли фильм "Чайковский. Элегия", сделал это один из выдающихся кукольников мира Барри Первис. Он всегда говорил, что его интересует Пушкин, а также переводы на английский язык произведений нашего классика. А еще он обожал Чайковского и был готов взяться за любой фильм на основе музыки Петра Ильича.
Когда я стала перечитывать роман, слушать оперу, то поняла, какая огромная разница между ними. Композитор облегчил роман и выделил для себя основную героиню - Татьяну Ларину, Пушкин же посвятил свое произведение Онегину. Я читала письма Чайковского, записки Пушкина и подумала, что интересно было бы сравнить в фильме оперу и роман. Первый сценарий так и назывался - "Онегин. Версии" и был посвящен двум вариантам этого великого произведения. Но шли годы, и я подумала: хорошо бы проанализировать творческий процесс, подход творческого человека к литературному и музыкальному материалу. Ни в коем случае не делать экранизацию.
Мне хотелось снять фантазийный фильм, я искала режиссера, позвонила Ирине Евтеевой, которая могла бы со своей уникальной техникой создать такой иллюзорный мир. И мы договорились с Барри Первисом, что он в этом фильме сыграет себя. А Казарновская - себя (будут звучать оперные партии в ее исполнении). Герой знакомится с хозяйкой гостиницы - оперной дивой. По нашей версии, когда-то в молодости они встречались, и так же, как Татьяна и Онегин, разошлись.
Но времена меняются, Барри не смог приехать в Москву, его роль сыграл петербургский актер Артур Ваха.
В романе много загадок. Не уверена, что мы сможем их когда-нибудь разгадать, но можем задуматься о том, как трепетно Александр Сергеевич относился к своим героям, как подходил к их описанию. Мне очень хотелось, чтобы зрители улыбнулись, рассмеялись над забавными, смешными ситуациями. Это не драма. Как определяет свой будущий фильм наш герой Барри - это комедия дель арте. И в то же время мы надеемся, что в фильме сохранились чувства и главное - любовь к пушкинскому языку и к замечательной музыке Чайковского».
В фильме много анимационных сюжетов, которые сочетаются с фантазийным миром Ирины Евтеевой, с ее фантастическими пейзажами, эпизодами, костюмами. Восемь эпизодов сделаны в других, разных анимационных техниках, несколько - в кукольной технике, над ними работала Мария Муат - с помощью художника Марины Курчевской. Присутствуют также живопись на стекле, классическая анимация, графическая и трехмерная.
«Мне было интересно взяться за этот проект, — поделилась Ирина Евтеева. — Фильм не просто об отеле, а о таком пространстве, где живут персонажи романа Пушкина и оперы Чайковского.
Я занимаюсь "странной" анимацией, которая включает в себя игровые сцены, которые затем - в виде прорисовки на стекле - становятся анимацией. То есть снимаю картину два раза: сначала - с актерами, этот период короткий, затем три года занимаюсь покадровым рисованием, сочетанием разных проекций. На этом этапе мы работаем вдвоем с оператором-монтажером анимации Александром Баулиным. На этой картине у меня впервые появилось много времени на раскадровку: вместо месяца я могла править режиссерский сценарий четыре месяца.
В фильме есть работы и других аниматоров. Живописное сказочное Лукоморье создавали ученики известного режиссера-мультипликатора Оксаны Черкасовой, графику - Кира Шилова, 3D -анимацию - Всеволод Булавкин. Я впервые работала как режиссер с другими авторами. Это для меня новый опыт. Обычно анимацию делаю я сама.
Фильм полнометражный, продолжительностью 82 минуты. Было 16 съемочных дней. Что совсем немного. А у меня, кстати, это самые длительные съемки. На "Арвентур", скажем, ушло 9 дней, на "Мелодию струнного дерева" - 5 . Собралась большая группа. Все как в игровом кино. Но другие движения - потому что пластика для меня важнее, чем разговоры. На съемках всегда присутствует хореограф Владимир Аджамов, мы прорабатываем движения артистов».
Ирина Евтеева неизменно с благодарностью говорит о своей прекрасной команде. Оператор этой картины - профессионал высокого класса Александр Буров, он работал почти на всех фильмах Александра Сокурова, начиная с 1970-х, с Павлом Лунгиным снимал "Свадьбу". И продолжает сотрудничать с Ириной Евтеевой (недавняя совместная картина "Щелкунчик, пианино и венок из одуванчиков" получила премию "Ника" в номинации "Лучший анимационный фильм").
В марте 2025 года фильм "Отель "Онегин" планируют закончить.
Про Кота
В фильме снялся красавец кот по имени Бельфегор-Фрам Фиалка*RU.
«Поскольку я обожаю кошек (Ирина Евтеева, кстати, тоже), мне очень хотелось сохранить в картине волшебного пушкинского кота, — прокомментировала Ирина Марголина. — Наш кот в сценарии заговорил, стал Котом ученым, а в прошлом - литературоведом, пушкиноведом, мудрым существом, который сопровождает Барри в его путешествии».
Самые ожидаемые вопросы от зрителей, журналистов - про кота. Где нашли такого славного котяру, трудно ли было снимать своенравное животное (или покладистое?), происходили на площадке какие-либо казусы?
«Кота искали долго, — ответила Ирина Евтеева. — Как часто бывает: красивые - не талантливы и наоборот - талантливые некрасивы. Нам нужен был кот большой, красивый, талантливый, чтобы он поддавался каким-то командам. Наконец нашли Пусю (так мы звали Бельфегора). Он снимался под руководством своей хозяйки, приезжал на площадку с двумя домиками: в одном спал, ел, в другом у него был туалет. Один раз мы так достали его, что он вырвался, побежал в свой домик и закрылся. Правда!
Еще надо было научить кота "говорить". Пусе надоело постоянно жевать, жевать (когда он жует - получается некая артикуляция, складывается впечатление, что кот разговаривает). И что делать? Наш звукорежиссер на площадке Костя Петухов нашел в интернете запись, как коты приветствуют друг друга во время брачных встреч. Это было смешно. Мы включали кошачью запись. Сначала у нас на площадке орали кошки, мы командовали: "Мотор!", потом снимали кота, который орал вместе с ними. Интересно было снимать это вместе с нашим героем Барри: Артур Ваха держал кота и произносил свой текст. Что в этом "диалоге" кошек было делать не просто.
Вспоминается такая история. По моей раскадровке кот должен был точить когти о кресло. Наш Пуся не стал этого делать категорически, он же аристократ, чемпион породы! Пришлось про когти забыть и придумать другую мизансцену. Панорама: кот спрыгивает с камина, идет по шахматной доске - причем ходил он между фигурками довольно неплохо, и приветствует хозяина. Маршрут был намечен. Кот все выполнил, так как рядом внизу ползла его хозяйка (в кадре ее нет), и он выполнял команды за ней.
Кота ученого в человеческом образе сыграл известный в Петербурге театральный актер, режиссер и педагог Сергей Бызгу. Придумали, что Кот сорвет волшебную шапку с Черномора в рисованном Лукоморье, наденет на себя и превратится в человека».
Справка "РГ"
Ирина Евтеева - обладательница "Серебряного льва" Венецианского кинофестиваля - 2002 (короткометражный фильм "Клоун") и множества других наград, режиссер фильмов "Лошадь, скрипка и немножко нервно", "Эликсир", "Петербург", "Демон", "Маленькие трагедии", "Арвентур" по произведениям Грина, "Мелодия струнного дерева" по сверхповести "Ка" Велимира Хлебникова, "Щелкунчик, пианино и венок из одуванчиков" по рассказу Вадима Михайлова из цикла "Блокадные судьбы", который рисовался на замороженных стеклах.
Кандидат искусствоведения. Заведующая кафедрой кинофотоискусства, профессор Санкт-Петербургского Института культуры.