Как у донбасской культуры открылось новое дыхание

Кто знает, тот знает: если на донецком бульваре Пушкина яблоку негде упасть - значит, жизнь возвращается на круги своя. Это примета мира. Вдоль бульвара - все крупные театры, галереи и дома культуры. Они в этом году работали для зрителей - впервые после начала спецоперации - так, что афиши не успевали высохнуть. В уходящем году у донбасской культуры открылось новое дыхание. Речь и о тех, кто в Донбассе, и о тех творцах, что про Донбасс.

Как у донбасской культуры открылось новое дыхание
© Российская Газета

Командор и каменные бабы

Целый букет премьер в донбасских театрах - три из них стоит выделить особо: каждая по-своему - о возвращении к своим истокам.

Легендарная Донбасс Опера, выстоявшая под обстрелами, вернула на сцену "Дон Жуана". Само название напоминает о яркой постановке времен советского Донецка, по которому здесь ностальгируют. В обновленной версии (постановка Александра Лебедева из Омского музтеатра) слуги Командора в экипировке бойцов спецназа. У самого отца, вставшего на защиту чести дочери, в руках пулемет - а как еще разговаривать с теми, кто не понимает слов и забыл о совести. Опера идет на русском языке, и это тоже не случайно - слишком высокую цену пришлось заплатить дончанам за право говорить и петь по-русски.

В Донецком театре кукол столичный режиссер Борис Чернышов поставил "Скифских баб". Откуда взялись знаменитые каменные изваяния, которых полно в здешних музеях? Миф переплетается с реальностью - пока все мужчины ушли, солнце над родной землей берегут хранительницы степей. Звучат фрагменты "Скифской сюиты" Прокофьева. Премьера в Москве произвела фурор.

А в Мариуполе событием стал "Ревизор". С этой комедии в 1887 году началась история местного театра. Режиссер Сергей Мусиенко вместе с труппой мечтал открыть премьерой восстановленное здание театра, но строители не успели. Гоголя пока дают на сцене Мариупольской филармонии. Никто не запретит теперь героям говорить на русском. Мариупольский "Ревизор" есть и в гастрольной афише на новый 2025 год.

Первая симфония спецоперации

Главное музыкальное событие культурного фронта - мировая премьера симфонии "Русскому Донбассу". В Чите ее исполнил Оркестр непокоренных из Донецкой филармонии. Среди музыкантов - воевавшие все эти годы и под обстрелами исполнявшие Чайковского и Рахманинова. Для самого Донецка (да и только ли?) эта симфония сопоставима с Седьмой симфонией Шостаковича.

Автор новой симфонии о неизбежной победе над злом - молодой востребованный композитор Алексей Сергунин. На премьере солировал его друг, скрипач Петр Лундстрем: вместе ездили с концертами по воинским частям и школам. Во второй части хор скандирует стихи Анны Долгаревой, для многих ставшие молитвой: "Стой, Россия, за мальчиков этих летних, мальчиков злых и светлых".

Честное кино

Военный документалист Макс Фадеев, который сам с Донбасса, завершил масштабную тетралогию "У края бездны. Битва за Мариуполь глазами очевидца". Фильм - погружение, переживание и монумент одновременно. Продюсер Сергей Белоус работал вторым оператором: вместе прошли со штурмовиками Мариуполь - от и до. Не выключая камер и не отворачиваясь от горя. Документальная лента в первую же неделю вышла в лидеры по просмотрам в онлайн-кинотеатрах.

В уходящем году у донбасской культуры открылось новое дыхание

Событие - когда такое фронтовое доккино выходит наконец за рамки телеграм-каналов, добираясь до широкого зрителя. "Мы даже получаем отклики от тех, кто после нашей ленты в корне поменял свое отношение к СВО и ополченцам Донбасса", - сказал Белоус, получая премию Гильдии продюсеров. Честное кино холостыми не стреляет.

Проза Авдеевки

Прорывом на литературном фронте стал роман петербургского писателя Дмитрия Филиппова, который третий год сражается на СВО. "Собиратели тишины" во многом - о штурме и освобождении Авдеевки. Написано кровью, по горячим следам. При этом - настоящая хорошая литература. Роману присудили самую крупную писательскую премию страны - "Слово". Чем подкупает книга? Окопной правдой. Честными портретами богатырей - и честным разговором с теми, кто припрятал совесть в башне из слоновой кости (до лучших времен). Писатель после награждения опять уехал на передний край. Тихого неба вам, ефрейтор Филиппов. Хотя бы в Новый год.

Скрипичный ключ "Родины"

Событие, которое не все в стране заметили, - оно от этого не стало менее значительным. К началу учебного года журнал "Родина" выпустил и развез по городам Новороссии и Донбасса спецвыпуск "Семейные ценности". В экспедиции с редакцией был и скрипач Андрей Решетин, он же Рюша из золотого состава "Аквариума", он же боец с позывным Барокко, добровольно ушедший в зону спецоперации. Концерты Рюши проходили чаще в школах - а 95-летней Анне Ляховой из Северодонецка он сыграл специально дома у нее. Были концерты в Мариуполе, Геническе на улицах, а самый необычный - под Луганском, ночью, в прифронтовом монастыре. "Родина" приравняла к журналистскому перу его смычок - и это оказалось не слабее автомата. "Подняли наши души до небес", - сквозь слезы точно оценила замгубернатора Херсонской области Татьяна Кузьмич. А значит, все не зря.