Их знает вся страна: где снимали любимые новогодние фильмы
Из чего складывается успех и всенародная любовь к кинофильму? Из отличного сценария с захватывающим сюжетом? Таланта актеров? Остроумных диалогов? Высококлассной операторской работы? В кинематографе не бывает мелочей. Шарм каждой ленты складывается из многих составляющих, в том числе из узнаваемых интерьеров, городских пейзажей. Именно они предают ей жизненности, делают близкой зрителю.
А иногда дома и их внутреннее убранство становятся настоящими героями картины или движущей силой развития сюжета, как например, в «Иронии судьбы, или С легким паром». О зданиях, в которых снималось любимое новогоднее кино, мы и расскажем в нашем материале.
«До какой нелепости доходили наши предки, они мучились над каждым архитектурным проектом, а теперь во всех городах возводят типовой кинотеатр «Ракета», где можно посмотреть типовой художественный фильм…»
Фильм «Ирония судьбы, или С легким паром» знает вся страна. Но мало кто знает, что на самом деле эта «типичная» история о типичных домах воплощена с помощью совсем не типичной застройки. Впрочем, это не единственная условность в фильме.
Начнем с того, что все съемки проходили в Москве. В Ленинград съемочная группа выехала только один раз ради кадров в аэропорту Пулково. И это не случайно, потому что таких одинаковых домов в Москве и Ленинграде нет. Наоборот главных «типовых» героев сыграли совершенно не типовые, а экспериментальные дома с обозначением II-65, построенные по индивидуальному проекту.
Возвели их всего три: в московском районе Тропарёво-Никулино на проспекте Вернадского, 113, 119 и 125. «Ленинградский» дом в фильме играл тот, что под номером 113, а «московский» – 125.
Разработали план сооружений в Московском научно-исследовательском и проектном институте типового и экспериментального проектирования архитекторы А. Самсонов, А. Бергельсон, В. Коркина и другие.
Проект был на тот момент уникальным – впервые в нем использовали укрупненные детали. Например, стена вместе с балконом. Также в нем применялась продукция экспериментальных производств, опытные конструкции и способы заводской отделки. Коснулись пробы нововведений и планировки жилья. Например, впервые в четырехкомнатных квартирах было оборудовано по два санузла (так называемые «гостевой» и «спальный»), а сегодня и для трехкомнатных это уже повсеместная практика.
Основной прием декора в проекте – расположение балконов и лоджий. В итоге дом напоминает конструктор. Тут надо отметить, что при строительстве был опробован «метод единого каталога». Все части здания изготавливали по Единому каталогу строительных изделий. В конце 1970-х годах Андрей Самсонов и ряд других архитекторов были удостоены Ленинской премии за это новаторство. Эксперимент был признан удачным. И наши дома-актеры стали основой для последующих 16-этажек знаменитой серии панельных жилых домов П3, которых уже действительно было построено множество по всей стране.
Еще одна условность фильма – это совпадение адресов и названий улиц. В Ленинграде вообще никогда не было такой улицы, а в Москве улицу с названием Третья Строителей переименовали в 1963 году.
История экспериментальных домов на Вернадского – это история работы над стандартом качества жилой застройки, над выработкой проекта максимально комфортного, но при этом недорогого жилья, которым государство сможет обеспечить своих граждан. И, конечно, такая задача требовала от архитекторов огромных творческих усилий и нестандартного мышления.
«Кто так строит?»
Все помнят сцену из фильма «Чародеи», в которой герой Семена Фарады – гость с Юга – бродит по бесконечным пустым коридорам НУИНУ в поисках людей, жалуясь на запутанность планировки НИИ. А вы знаете, что снималась она в телецентре «Останкино» (улица Академика Королева, 12)?
Родилась сцена из реального случая. Даже двух. Сперва, еще до начала съемок, в «Останкино» заблудился режиссер «Чародеев» Константин Бромберг. А уже во время работы над фильмом в здании потерялся актер Семен Фарада, который и придумал в итоге этот эпизод и знаменитую фразу – «Кто так строит?».
С радостью отвечаем на этот вопрос. Строил так трест «Мосстрой-2» Главмосстроя, который выполнил все общестроительные работы, а проектировал авторский коллектив «Моспроекта-1» под руководством архитектора Леонида Баталова. И, конечно, в этой связи надо вспомнить имена главного инженера Дирекции строительства Абрама Мельберга, главного инженера Владимира Маковеева и главного строителя Леонида Максакова.
Технологическое оборудование комплекса разработали на предприятиях Министерства радиотехнической промышленности совместно с сотнями предприятий из многих городов Советского Союза.
Останкинский телецентр – это крупнейший вещательный комплекс в Европе. Объем 13-тиэтажного здания составил 1,07 миллионов кубических метров. При этом по проекту у него два «объема»: нижний – с первого по 10-й этажи и верхний – с 11 по 13 этажи. Его общая высота – 55 метров, а полезная площадь – 154000 кв. метров.
Конструкция здания длиной в сотни метров расположена на плите с небольшой глубиной залегания. Это связано с тем, что в районе Останкинских прудов слабые грунты. Такое решение предложил конструктор Александр Левенштейн. Также чтобы избежать деформации и осадки, ряд узлов конструкции сделаны «скользящими».
Торец телецентра со стороны пруда отличается от остальных фасадов. Третий этаж с концертной студией выдвинут на 24 метра. Для устойчивости конструкции предусмотрены опоры на пилоны, поставленные на гранитный стилобат.
И конечно, изюминка Останкино – внутренняя планировка, которая выполнена исходя из практических нужд. Студии размещены в середине широкого корпуса. Это защищает их от внешних помех.
Основной узел всех коммуникаций здания – вестибюль первого этажа. Он проходит сквозь корпус по поперечной оси. Связывают всю систему помещений пешеходный и транспортный продольные коридоры. Именно эти переплетения коридоров и подарили нам одну из самых любимых и ярких сцен фильма.
«Экие украшения!.. Боже ты мой, какая работа!»
«Вечера на хуторе близ Диканьки» поставлен в 1961 году мастером советской кинематографической сказки Александром Роу. Не одно поколение детей выросло на его фильмах, в том числе на чудесной экранизации повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Фильм был снят под Мурманском. Но одна из центральных сцен – общение кузнеца Вакулы с императрицей – снималась в Эрмитаже, причем по ночам. Днем же было слишком много посетителей, которые могли бы мешать работе.
Сцены в Эрмитаже сняты очень близко к гоголевскому тексту. Реплики казаков даны практически без изменений. И мы видим, как оживает на экране сценка из «Ночи перед Рождеством»: «Запорожцы вышли, вступили в великолепные сени и начали подыматься на блистательно освещенную лестницу.
– Что за лестница! – шептал про себя кузнец, – жаль ногами топтать. Экие украшения! Вот, говорят, лгут сказки! кой черт лгут! Боже ты мой, что за перила! какая работа!..»
Эти слова иллюстрирует на экране парадная Иорданская лестница Зимнего дворца. А далее императрицу режиссер показывает на фоне малахитовой ротонды.
Выбор места съемки исторически выверен. Ведь перед нами императорский Зимний дворец. Но и как музей Эрмитаж начался с частной коллекции картин Екатерины II, героини этой сцены.
Зимний дворец построен в форме барокко по проекту Бартоломео Растрелли. В 1837 году в пожаре погиб расстрелиевский декор, восстанавливали внутреннее убранство архитекторы Василий Стасов, Александр Брюллов и Александр Штауберт.
Иорданская – это парадная лестница в его северо-восточной части в елизаветинском барочно-рокайльном стиле, построенная в 1758–1761 годах. Ее первое название – Посольская, так как по ней поднимались послы, приглашенные во дворец на прием. Современное название связано с тем, что по этой лестнице спускались на Крещение к Неве для купания в «иордани» – проруби крестообразной формы.
От верхней площадки Иорданской лестницы начинаются две анфилады – Невская и Большая. Малахитовая ротонда, также показанная в кадре, находится в первом зале Невской анфилады. Он отделан золотистой лепниной, также в нем сохранился паркетный рисунок Джакомо Кваренги, архитектора итальянского происхождения, который первым обустраивал анфиладу.
Зимний дворец – это необыкновенный памятник архитектурной мысли. Александр Роу буквально за несколько минут в фильме показал не просто его великолепие, но бескорыстное восхищение красотой искусства в целом.