Райан Оттер: из всех видов искусства я выбрал музыку
— Райан, мы с вами примерно одного возраста — вам комфортнее остаться на "вы" или перейдем на "ты"?
— Конечно, давай на "ты".
—Ты написал музыку для многих известных сериалов — сегодня тебя называют одним из самых востребованных кинокомпозиторов. Как ты к этому относишься?
— Если меня действительно так называют, это очень приятно. Но как к этому относиться — я не знаю. Честно говоря, не особо слежу и за какими-то номинациями или наградами. Я делаю музыку не для этого — мне нравится сам процесс, нравится сочинять композиции для картинки. Это важнее того, что обо мне говорят.
— Сколько лет ты уже занимаешься музыкой?
— "Метод" вышел, кажется, в 2015 году. Соответственно, а проекты делаются не за две недели — если вдруг кто-то думал, что это недолгий процесс, где-то в 2014 году я начал работать. Получается, 10 лет — у меня юбилей.
— Райан, а как ты пришел в эту профессию?
— Я рано осознал, что музыка интересует меня больше других видов искусства. Для себя я разделяю "приход в профессию" на два этапа. Первый состоит в том, чтобы понять, что ты можешь сказать в той или иной сфере, чем хочешь заниматься, что у тебя может получаться лучше других. На втором этапе ты убеждаешь всех остальных в том, что ты лучший. На мой взгляд, главный показатель — результаты.
— Рано это когда?
— Родители рассказывали, что еще в детстве я спал в кроватке в огромных наушниках. Отец говорит, что я был настолько буйный, что только так меня можно было уложить — включали музыку. Он рассказывал, что в наушниках играли разные рок-группы: Scorpions, Def Leppard, ZZ Top.
Потом я и сам стал экспериментировать: нажимал клавиши на фортепиано, складывал их в музыкальные фразы, фразы — в предложения. Понимал, что потихоньку начинает получаться. Так случилось, что родители не отдали меня в музыкальную школу, так что профильного образования у меня нет.
Вообще, когда ты растешь, постепенно понимаешь, к чему у тебя есть способности. Меня явно тянуло в мир искусства — я понимал, что могу в этой сфере что-то сказать.
И стал как-то самостоятельно во всем разбираться: просмотрел бесчисленное количество мастер-классов и материалов, — от отдельных авторов до курсов Berklee (Музыкальный колледж Беркли — прим. ТАСС) — прочитал все, что смог найти, так что можно сказать, что я выучил все сам.
— В своем творчестве ты очень умело комбинируешь жанры, используя элементы классической, электронной и рок-музыки. Это такое требование современной киноиндустрии?
— Хороший вопрос, красивый. Только ни в коем случае не требование. Требований не бывает — бывает задача, творческая задача у картинки, у фильма, у истории, а также режиссерская задача, которую он хочет выполнить. Хотя, наверное, можно сказать, что сейчас существуют определенные, — не хочу называть это тенденциями или трендами — определенные желания играть с балансом электроники и синтетического звучания и чем-то симфоническим, традиционным.
Классическая музыка существует уже около 500 лет, из которых последние лет 200 господствует язык оркестровых красок. То есть скрипки, струнные и духовые звучания — это то, чем мы, композиторы, обычно изъясняемся. А в конце 1970-х — начале 2000-х появились другие, новые краски и их постоянно пытаются смешать с классическими.
— В 2020 году ты говорил, что делаешь около пяти-семи проектов в год. С того момента прошло почти пять лет — изменилось ли сегодня это число?
— Наверное, выросло до десяти. Сюда я включаю не только киноработы, но и танцевальные шоу, потому что с последними работа в сущности та же самая. Например, недавно вышло очередное шоу Гарика Рудника "Не Говори кто". Очередное потому, что это, наверное, четвертый проект, который мы с ним делали вместе. Это шоу — микс спектакля и танцев. Танцы — это то, во что он одевает историю, то, с помощью чего он ее рассказывает. А я рассказываю с помощью музыкальных композиций — полтора часа моей авторской музыки там звучит.
Пару лет назад в число моих проектов добавились еще и аудиокниги. Это интересный эксперимент. Аудиокнига — это когда, например, прекрасный Сергей Бурунов своим бархатным голосом читает текст. Все, что он читает, приятно слушать. И я подумал: "Как я могу этому помочь, как поддержать музыкой?" Я попробовал — получилось очень интересно.
Это была классная детская книга Павла Воли, называется "Петтерсы" (сейчас уже даже две части есть). Она фантазийная, там много приключений: то герои плывут на корабле, то попадают на какой-то остров. Я слушал и думал, как это все можно разрисовать. То есть работа практически та же самая, что и с музыкой для кино, только без изображения: у меня есть история — и мое воображение само рисует картинки.
— Райан, расскажи, над какими проектами ты работаешь прямо сейчас? Может быть, поделишься какими-то секретами с агентством?
— Буквально на днях я записывал оркестр для нового фильма, который, будем надеяться, выйдет весной. Пока точной даты нет, но с нашей стороны фильм почти готов. Это семейное кино, интересная приключенческая история, его делает та же компания, которая произвела "Холопа". В главной роли будет Евгений Ткачук, в каст также вошли Сергей Маковецкий, Данила Воробьев, Андрей Смоляков. Фильм называется "Волчок".
Есть еще один проект, о котором не могу сейчас много рассказывать. Могу лишь сказать, что работаю над картиной, где в главной роли снимается Том Фелтон, известный нам по персонажу Драко Малфоя в фильмах "Гарри Поттера".
— Сколько времени на него ушло?
— Он так внезапно случился, у продюсеров было пожелание управиться до Нового года. Получилось сделать музыку для целого фильма за два месяца. Это быстро.
— Над чем еще сейчас идет работа?
— Все мы, конечно, ждем, и это, наверное, вообще самая ожидаемая премьера этого года, которая, правда, технически состоится в феврале — художественный фильм, рассказывающий историю Пушкина ("Пророк. История Александра Пушкина" — прим. ТАСС) с Юрой Борисовым в главной роли. Это шедевральный фильм от создателей, подаривших нам "Серебряные коньки". Я помню, когда первый раз увидел его, после просмотра хлопал стоя. Это крутые ребята, которые делают очень красивые фильмы. Режиссер "Пророка" Феликс Умаров — суперталантливый. Уверен, что он нас еще удивит.
— А какой своей композицией ты гордишься больше всего?
— Не написал еще такую. Хотя на сегодняшний день все-таки "Пророк". Скоро мы все это услышим — фильм очень крутой, там было самое пристальное внимание и продюсеров, и режиссера, и мое собственное. У меня ушло не меньше семи месяцев на эту работу.
— Можно ли сказать, что это то самое музыкальное сопровождение, над которым ты работал дольше всего в своей карьере?
— Да.
— Какой проект ты можешь назвать самым сложным для себя?
— В каком-то смысле легких проектов не бывает — всегда предстоит найти ключик к решению головоломки.
Вот этим я, в общем-то, и занимаюсь. Только музыка это еще и неосязаемая вещь.
— А есть ли такие работы, которые ты бросил, потому что что-нибудь не получалось?
— У меня ни разу не было такого, чтобы не получилось. Но я не беру проекты, которые мне неинтересны.
— Тебе важно, какие актеры снимаются в фильме, для которого ты пишешь музыкальное сопровождение?
— Абсолютно нет.
— Не обратишь внимания даже на то, кто играет главную роль?
— Мне не важно, кто играет главную роль. В том смысле, что в фильме первичнее все-таки не актеры, а сама история.
—Райан, расскажи, как протекает процесс написания музыки к фильму. Вот к тебе приходят и говорят: "Создай композицию к картине "Пророк". Как ты понимаешь, с чего начать работу?
— У меня были более-менее конкретные, понятные задачи. В первую очередь мне показывали материал. Больше всего люблю приступать к процессу, когда уже что-то снято. В последнее время в 2024 году, например, ко мне очень часто стали обращаться сильно заранее. Звонят еще до начала съемок: "Мы хотим вас забронировать".
Создание фильма делится на несколько этапов. Сначала есть идея и сценарий. Пропускаем этап поиска финансов и потом, когда уже определился каст, прошел предподготовительный период в виде выбора художников по костюмам, создания декораций и так далее, идут непосредственно съемки.
После съемок материал попадает в монтаж. И при монтаже начинается последний, завершающий этап, который называется пост-продакшн. Он занимает от трех месяцев до полутора лет. Тут идет работа сразу по нескольким направлениям: графика, звук, цветокоррекция. А также в это время пишется музыка. Она может быть придумана или написана и раньше, но именно на этом этапе принимаются решения, какая конкретно она будет и в каких отрезках фильма прозвучит.
— Чтобы подготовить музыкальное сопровождение, ты смотришь материал целиком?
— Да, это самый комфортный вариант для меня. Потому что, когда уже все сняли и на монтаже появилась черновая версия, вырисовывается последовательность действий. Я могу посмотреть, пусть и сырую, черновую работу — набросок фильма целиком. Я смотрю на картинку, оцениваю, слушаю задачи режиссера и думаю, как их воплотить в жизнь.
— Райан, около пяти лет назад какое-то время ты жил в Америке. Почему решил вернуться обратно в Россию?
— На самом деле, просто так вышло. Я ехал туда работать над проектами. Один был уже запущен и со мной обговорен, другой появился в процессе. Когда со мной связывались, первый находился на этапе съемок, у второго они еще не начались. Обычно, если со мной ведут переговоры настолько заранее, то где-то только через год проект попадет ко мне.
Так сложились обстоятельства, что, когда я был в США, грянул ковид, закрылся Голливуд и приостановились все съемки. Надо понимать, что те американские премьеры, которые выходили в период ковида — это проекты, снятые за год или два до релиза. Вернуться в Россию из-за закрытых границ было невозможно, и в итоге я прожил там около полутора лет.
— А в 2022 году не было мыслей уехать из России?
— Никаких. Это самое безопасное место.
— Ты патриот?
— В известной степени, как говорилось у классиков.
— Кстати, в сети нет никакой информации о твоей личной жизни? Ты женат?
— Я женат и ни в коем случае это не скрываю. Более того, мы сейчас постоянно ходим на премьеры, на фотографиях мы всегда вместе. Я не скрываю, просто сильно не распространяюсь. И, слава богу, я не суперзвезда: когда отодвигаешь шторы, и за окном уже кто-то стоит, такого нет. И я надеюсь, что не будет. Звездам, конечно, не завидую, когда приходится сталкиваться с подобной популярностью.
—Райан, на своей крайней пресс-конференции в ТАСС композитор Эдуард Артемьев назвал киномузыку "самым главным саундом наших дней". Можешь ли ты согласиться с его высказыванием?
– Он, наверное, имел в виду что-то личное. Как сказал один мой друг и коллега: "Музыка у нас прикладная…". Музыканты особенно могут прочувствовать этот юмор, потому что все-таки музыка для кино, — я не хочу сказать, что она второстепенна — она является неотъемлемой, но все же составляющей кинофильма как законченного продукта. Этот момент очень важно понимать.
— А можно киномузыку слушать саму по себе, вне контекста фильма?
— Конечно, можно. Но то, что я хочу сказать, — так или иначе она работает вместе с какой-то сценой. То есть, если ты запомнил композицию, если музыка тебя поразила, вероятнее всего, в твоей голове она будет связана ассоциацией с тем, что ты видел в этот момент на экране — ты вспомнишь героя или определенную эмоцию.
— Какую роль, на твой взгляд, музыка играет в жизни человека?
— Самый простой ответ — музыка вызывает эмоции. Мы слушаем ту или иную композицию, когда хотим что-то конкретное пережить: погрустить или взбодриться.
— Ты сам можешь просто так сесть и послушать какую-нибудь песню?
– Вынужден признать, тут у меня, похоже, уже профессиональная деформация: я давно не наслаждаюсь музыкой. Поймал себя на мысли, что в последнее время почти ничего не слушаю, и это очень плохо – надо быть в курсе.
— Райан, есть ли у тебя любимый композитор?
— Чайковский, Дебюсси — классики.
— А что насчет современных авторов?
— У наших классиков настолько богатая музыка, что можно слушать до смерти — и все равно поймешь не все. Сегодняшняя же музыка слишком проста: она похожа на жвачку, которая теряет вкус, прежде чем успеваешь разжевать ее полностью. Конечно, кто-то пишет интересные вещи, но то, что мы слышим по радио и видим в топах, — это сильное упрощение музыкальной формы. Как будто эту музыку сочиняет искусственный интеллект.
И я не знаю, что будет с поп-продюсерами и поп-артистами: очень много похожих композиций, даже голоса уже одинаковые — не поймешь, кто поет. Поп-музыка, мне кажется, претерпевает сильный застой. Обрати внимание на то, сколько было разных групп и музыкальных стилей даже хотя бы 15-20 лет назад. Электронной музыки, рок музыки.
— В чем, как тебе кажется, заключается проблема?
— В глобализации, наверное. У меня вообще очень ретроградные взгляды: обожаю винтажные инструменты, считаю, что человечество зря изобрело айфон и терпеть не могу социальные сети: они отнимают наше внимание и наших жен, которые сидят там без конца. Я ненавижу соцсети, не захожу туда месяцами и не веду их.
— Совсем скоро Новый Год, и мы все традиционно смотрим советские фильмы. Может, у тебя есть какая-то особенная, любимая картина, которую ты планируешь включить в новогодний вечер?
— Я бы "Бриллиантовую руку" еще раз посмотрел или другие приключенческие фильмы. Да много чего. Жена обожает "Иронию судьбы" — каждый год смотрит. Но Таривердиев не мой композитор. Не люблю я романсы — не мое. Убейте меня, но полюбить не получается. А почему "Бриллиантовая рука"? Потому что это настолько наше — оно сидит внутри.