Главные альбомы в зарубежной электронике 2024 года
Электроника — крайне размытое понятие, которое включает в себя невообразимое количество жанров. Мы попытались через десять альбомов описать состояние электронной музыки в 2024 году — от авангардной до клубной и массовой.
Monolake — Studio
Роберт Хенке — отец знакового музыкального софта Ableton, один из настоящих футуристов в области электроники и человек, способный работать с электронными звуками на микроскопическом уровне. В рамках дуэта Monolake он продолжает свою одиссею в области разбалансированной компьютерной музыки. Для людей, знакомых с творчеством группы, здесь всё присутствует на своих местах. Туманный сопроводительный текст про незримые микроскопические связи, удерживающие вместе материю и душу. Рушащиеся где-то в цифровой дали электронные звуковые башни, пульсирующий ритм. Безжизненные, на первый взгляд, окружающие ландшафты, по которым со скоростью света проносятся гиббсоновские цифровые ковбои. Кажется, что электронная музыка, чьи возможности Хенке исследовал всю жизнь, достигла логических пределов и дальше либо шум, либо квантовая неопределённость. В «Studio» Monolake проделывают интересные фокусы со звуком, из-за чего их музыка воспринимается свежо.
Four Tet — Three
Несколько последних лет Киран Хебден с пользой для себя и для удовольствия окружающих участвует в веселом EDM-карнавале со Скриллексом и Fred Again... Но, как можно понять по его сольной деятельности, себе и своей душе он не изменяет и на своём 12-м альбоме остаётся всё тем же Four Tet. Небесной красоты синтезаторные переливы, едва ощутимый ритм, никакого стремления к танцполам или клубам. Такую музыку вообще приятно слушать дома на негромком звуке, когда отключены все раздражающие электронные приборы и хочется остаться наедине с самим собой. Нового в Three фанат Хебдена не найдет, но это как раз скорее плюс, а вот людей, открывших для себя Four Tet через то стадионное EDM-трио, эта работа способна по-хорошему поразить.
Underworld — Strawberry Hotel
В описании к одиннадцатому по счёту студийному альбому Underworld значится всего лишь одна просьба: «Пожалуйста, не переключайте...» Знаменитая британская группа и раньше тяготела к концептуальности, но здесь её присутствие стало довольно заметным. От них уже давно никто не ждёт чего-то близкого к Born Slippy, что, конечно же, хорошо. Они вольны уходить в творческие поиски, чем и занимались последние лет пятнадцать. В Strawberry Hotel они вернулись к состоянию того самого Underworld, который все помнят и любят. Под гипнотический бит и стену звука, выстроенную Риком Смитом, Карл Хайд узнаваемо транслирует в мир свою абстрактную поэзию, которая становится частью звукового пейзажа. Такую музыку особенно хорошо слушать в концертных условиях на каком-нибудь стадионе среди десятков тысяч твоих единомышленников.
Kelly Lee Owens — Dreamstate
Первый альбом англичанки Келли Ли Оуэнс представлял из себя что-то вроде эмбиентного техно и шуршащего теплого шугейза, мило притворяющего поп-музыкой. Вышедший в разгар пандемии второй альбом фокусировался на клубных танцполах. Аккурат в момент, когда клубные танцполы оказались под запретом. Третий альбом был словно отходняком от долгой вечеринки — с покорёженными ритмами и против поп-канонов. Потом случилось знакомство с Depeche Mode, участие в их турне по США, дружба с Charlie xcx, тусовки на Ибице со всем вытекающим.
В итоге всё, что случилось с Оуэнс за последние год-два, нашло отражение в её новом альбоме «Dreamstate». По своей структуре он очень напоминает опопсованную клубную музыку для масс, которую в заводских количествах индустрия выпускала в девяностые, а в нулевые эта ситуация была доведена до невыносимого максимума. Правда, Dreamstate сделан не в пример талантливее — к работе были привлечены довольно серьёзные люди вроде Дэниэля Эйвери, Тома Роулендса из The Chemical Brothers и людей из дуэта Bicep. На выходе получилась клубная танцевальная электроника, которой комфортно и в дневных эфирах радиостанций, и в полумраке клубных танцполов. Особенно в виде какого-нибудь авангардного переосмысления.
Nia Archives — Silence Is Loud
Британский хардкор-континуум, описанный критиком Саймоном Рейнольдсом, не собирается сдавать своих позиций. Пока фанаты джангла и брейкбита и предаются унынию в своих профильных чатах и форумах, что их любимая музыка уже совсем не та, новое поколение продюсеров продолжает вливать свежее вино в старые меха. Nia Archives в буквальном смысле выросла на музыкальной диете из бита и баса и последние несколько лет является кем-то вроде принцессы джангла новой волны.
Она игнорирует закостеневшие каноны, соединяет между собой несоедимое — джангл и брит-поп. «Джангл ведь был панком от танцевальной музыки», — говорит она и вспоминает как братья Галлахеры тусовались с Голди. Silence Is Loud и есть её личная формулировка того, как создать нечто интересное из двух жанров, давно окуклившихся в себе. Ей должно быть приятно, что её альбом номинировали на Mercury (британский аналог «Грэмми»), но ещё больше ей должно быть приятно, что её работа вполне может послужить стимулом для многих других молодых людей. Для них этот альбом станет положительным ответом на гипотетический вопрос: «А что, так можно было?!»
Skee Mask — Resort
Чурающийся внимания прессы и склоняющийся к цифровому затворничеству немецкий диджей и продюсер Брайан Мюллер прикрывается под псевдонимом Skee Mask. Как настоящий немец-трудяга, по сути, он делает одно — классическое техно. Сам термин к середине третьего десятилетия XXI века уже порядком поистрепался. Что за ним скрывается, объяснить становится всё сложнее.
Сам Skee Mask свою звуковую вселенную описывает чрезвычайно широко. Здесь есть не только понимание техно, выстроенного по всем канонам, но и интерес к ломаным ритмам, какой проявляли техно-продюсеры из девяностых. Здесь есть красивые эмбиентные переливы, которыми любят щегольнуть диджеи с меломанским мировоззрением. Здесь чувствуется любовь продюсера к тому, что нравится именно ему, а не попытка угадать с трендами. Вот и получается, что музыка Skee Mask идеально подходит под красивое описание, что есть техно, которое много лет назад дал один из отцов жанра, Дэррик Мэй: «Это если бы Kraftwerk и Джордж Клинтон застряли в лифте». Точнее и не скажешь.
Sound Stream — Disco Fantasy
Последние двадцать пять лет Франк Тимм занимается, по сути, одним и тем же — поставляет на клубные танцполы подвижную музыку с фантастическим грувом и непопсовым настроением. Ради этого он пропускает через себя слащавость американского диско семидесятых, английский хаус девяностых и настроение самых андеграундных берлинских танцполов нулевых, которые не ограничивают себя исключительно ожесточенными техно-битами. На выходе у него получается стопроцентно клубная музыка, которой некомфортно в спокойных домашних условиях, и неуютно в виде отдельных треков. Это классические диджейские инструменты по созданию нужной атмосферы на танцполе. А ещё это пример того, что и в 2024-м можно делать клубную музыку, которая звучала бы как раньше, но соответствовала современности.Просто теперь нужно знать места и диджеев, которые всё сделают правильно, чтобы услышать её где-то на танцполе.
DJ Strawberry — Beyond
Крайне скрытный, а может просто игнорирующий все эти игры в социальные сети турецкий продюсер живёт где-то в Берлине, а свой первый альбом выпустил в 2022 году на крошечном польском кассетном лейбле. Своими действиями он вроде как доказывает, что даже в сегодняшнем цифровом мире, когда информация о любом жителе планеты отыскивается в пару кликов, вполне возможно соблюдать уютную анонимность. Будучи человеком своего времени, DJ Strawberry очень вольно обращается с жанрами и использует то, что ему кажется подходящим. Магистральной темой его альбома Beyond стала тревожность. Крупнейшее землетрясение, случившееся в его родной Турции в 2023 году, напрямую задело его родных и близких. Продюсер решил использовать музыку в качестве психотерапевтического инструмента. В итоге получился альбом, который прошел мимо большинства радаров, а зря. Здесь электроника возвращает себе прилагательные «интеллектуальная» и «эмоциональная» и требует от слушателя вовлечения в процесс и сопереживания.
Mudd — In The Garden Of Mindfulness
Спустя почти двадцать лет с момента выхода замечательного дебютного Claremont 56 британский хаус-мастер Пол Мёрфи под псевдонимом Mudd на собственном лейбле выпустил новую, во всех смыслах долгоиграющую пластинку In The Garden Of Mindfulness. За прошедшее время несколько утихла истерия вокруг расслабленного балеарика, солнечного даунтемпо. Выросло уже целое поколение, которому надо объяснять, что такое Cafe del Mar. Не изобретая по сути ничего особенного, Mudd просто повторяет пройденное, мастерски добиваясь нужной атмосферы. Как и положено в области такого синтетического жанра, как балеарик, он смешивает всё со всем, на выходе всякий раз получая шедевр в миниатюре. Меломаны могут получать удовольствие в поиске всё более точных описательных терминов, которых для такой музыки придумали уже вагон и маленькую тележку. Обычный же слушатель, уставший от всевозможных концептов, сможет отдохнуть душой в этом «Саду осознанности». Отличная работа в чуть подзабытом жанре, с настроением, которое всегда будет в цене.
Auntie Flo — In My Dreams (I’m A Bird And I’m Free)
Британский, пусть и с гоанскими корнями, хаус-продюсер Брайан Д’Суза всю свою творческую жизнь расширяет свой кругозор. От его увлечения дип-хаусом осталась лишь форма, а содержимое уже давно наполняется новыми смыслами и глобальными культурными влияниями. Его новый альбом как раз про это и про путешествия, которые можно совершить не снимая наушников. Видимо, не зря в названии альбома фигурирует метафора со свободной птицей. «Птицы имеют свободу мигрировать, куда им вздумается, в то время, как люди сталкиваются с постоянными барьерами», — объясняет сам продюсер.
Брайан Д’Суза легко и беззаботно порхает с места на место в своём музыкальном путешествии по миру. Гоа, Стамбул, Найроби, Мехико, новозеландский остров Уаихеке, Рио-де-Жанейро, Гавана, Сеул. А чтобы ни у кого не оставалось сомнений в предстоящем путешествии, альбом начинается с пылкого респекта творческому наследию Фелы Кути, отца афробита. Ни разу не повторяясь, альбом постоянно удивляет новыми поворотами, влияниями и какой-то захватывающей дух свободой.
Такое, несмотря на беспредельные технические возможности, электронным музыкантам удаётся очень редко. Они или закапываются в технических нюансах, или занимаются скучными самоповторами, демонстрируя неспособность выйти за собственные узкие рамки понимания музыки. Именно свобода и широта чувств играют на этом альбоме главную скрипку. Именно это тянет переслушивать релиз раз за разом и, словно перелётная птица, наблюдать постоянно меняющийся красивый ландшафт где-то там, далеко внизу.
Еще больше новой музыки ждет вас в HiFi-стриминге Звук. Подключитесь к нему, оформив подписку «СберПрайм». Для читателей Звук Медиа действует специальное предложение. Жмите на кнопку ниже и получайте много приятных бонусов от партнеров.
Что такое HiFi-стриминг Звук, и как пользоваться всеми преимуществами его подписки
Как будет выглядеть музыка будущего через 100 лет: мнение артистов
Электронная музыка: что это такое, история возникновения, представители жанра
Электронный век: краткая история электронной музыки
20 классических электронных альбомов 1990-х