В Уфе премьера сказки "Две Бабы Яги" напомнила об истинных ценностях
В Национальном молодежном театре (НМТ) Республики Башкортостан имени Мустая Карима прошли премьерные показы музыкальной сказки "Две Бабы Яги" по пьесе Романа Сефа и Татьяны Карелиной.
Спектакль можно смело назвать творческой удачей коллектива НМТ. Команда постановщиков и актеры под руководством режиссера - заслуженного деятеля искусств Башкортостана Мусалима Кульбаева уместили в один часовой акт "многослойный пирог" из смыслов, образов, музыки и зрелища на крутом замесе из гротеска, пародии и юмора.
Те, кто знаком с творчеством удивительного поэта Романа Сефа, конечно, сразу узнают его неповторимый стиль по репликам Скоморохов, появляющимся на сцене первыми. "А, здравствуйте! А я смотрю: вы ли, не вы ли?!" - "Что вылил? Я ничего не выливал!". Скоморохи (Елизавета Набиева и Светлана Бронникова) задают настроение всему действию, в котором все не так, как выглядит. Баба Яга оказывается обманутой Кощеем и разочаровавшейся в жизни Еленой Прекрасной, чье колдовство - не более чем способ защиты. Устав от собственных злодеяний, она даже пытается утопиться.
Настоящей же злодейкой оказывается красавица Дуня (Эвелина Завричко), помешанная на собственной привлекательности и желании получить все и сразу. Милая и обаятельная в начале, она постепенно превращается в подлую стерву, которая не гнушается ни обманом, ни шантажом. Дуня использует своего простачка-жениха кузнеца Федора (Загир Яруллин), чтобы добраться до Кощея и его сокровищ. И достигает своей цели так быстро, что ее начинает бояться сам Кощей. И в результате именно Дуня становится Бабой Ягой, а та, что была ею прежде, - возвращает себе молодость и красоту.
Превращения и переиначивания в спектакле - на каждом шагу. Они симметричны. Например, если Федор поет: "Если ты способен быть хорошим/Для чего, скажите, быть плохим?", то Дуня, напротив: "Для чего, скажите, быть хорошим/Если так удобно плохим?"
Мораль сказки: делай добро, верь не словам, а делам - преподносится публике через яркое захватывающее зрелище. И тут, конечно, волю своей фантазии дала художник-постановщик - заслуженный деятель искусств Башкортостана Юлия Гилязова. На сцене последовательно возникают то деревня, то избушка Бабы Яги, то дворец Кощея, то логово Змея Горыныча со всеми сказочными атрибутами.
Кстати, решение образа Змея Горыныча заслуживает отдельного упоминания. Он един в трех лицах, точнее, ипостасях: бандита в кожаном пиджаке и стилизованных, но обезличенных представителей силовых структур (заслуженный артист РБ Ренат Фатхиев, заслуженный артист РБ Дмитрий Гусев, Владислав Нурисламов). В совокупности все три "головы" представляют собой обычного гопника, "решающего вопрос", присев на корточки. Пожалуй, это самый насыщенный образ, и не только визуально. У него неплохое чувство юмора, а уж когда он танцует (хореограф Андрей Сорокин), то зал взрывается аплодисментами.
Впрочем, все актеры с головой погрузились в предложенные обстоятельства, отыграв без единой фальши. Федор - воплощенный добрый молодец. Кто-то назовет его простофилей (не берет денег за работу), но он готов прийти на помощь даже злодею, если тот в беде. Кощей (народный артист Башкортостана Андрей Ганичев) - патологически жадный, в чем честно признается сам, но весьма симпатичный и начитанный правитель. Проходя мимо одного из черепов, которыми украшена его парадная лестница, он восклицает: "Бедный Йорик!" и даже сбивается на монолог из "Гамлета", чем вызывает смех взрослой части публики.
Вообще у зрителей на этом представлении есть немало поводов для улыбки и смеха. В музыкальном оформлении Ульяна Ратушная использует то мелодии Чайковского, что в сочетании с происходящим на сцене выглядит пародийно, то известные всем шлягеры, а песни на музыку композитора - заслуженного деятеля искусств Башкортостана Ришата Сагитова хочется напевать и после спектакля.
Кстати, спектакль "Две Бабы Яги" театр ставил еще в бытность свою ТЮЗом в 1990 году. Дуню тогда сыграла Ольга Мусина, ныне - народная артистка Башкортостана, представшая в образе Бабы Яги.
- Роль Дуни стала моим первым сказочным образом в самом начале творческой карьеры, - рассказала актриса. - И если тогда я больше понимала своего персонажа, которому максимально все хочется взять от жизни, то теперь прониклась историей раскаяния Бабы Яги, узнавшей наконец, что представляют из себя настоящие ценности. Лично для меня этот персонаж, как бы смешно это не показалось - серьезная драматическая роль. Не по нагрузке, а по тому содержанию, которое в него вложено. Бабок-Ежек я переиграла немало. Здесь же есть некая история непростой женской судьбы в миниатюре.