«Это осколок мирной жизни» Как семья из Донецка 10 лет устраивает под обстрелами рок-концерты для бойцов и горожан?
Еще недавно Донецк был знаменит не только угольной промышленностью, но и богатой культурной жизнью. Но в 2014 году многотысячные музыкальные фестивали и развитая андеграунд-сцена сменились войной и изоляцией от внешнего мира. Сотни людей творческих профессий уехали на «большую землю» из-за обстрелов и отсутствия перспектив. Впрочем, смирились с этим не все. И даже в самые тяжелые времена в Донецке оставались места, где военные и мирные жители могли ненадолго отвлечься от тягот военного времени: посетить концерт любимой группы или выступить перед публикой со своими композициями. В рамках цикла о семьях, чья судьба оказалась тесно связана со специальной военной операцией на Украине, наш корреспондент рассказывает историю владельцев необычного бара, в котором на протяжении последних 10 лет устраивали концерты, вопреки отчаянию, боли и смерти. О донецком андеграунде военных лет и музыке под аккомпанемент канонады — в материале «Ленты.ру».
Музыкальный бункер
Впервые я посетил Gung'Ю'бazz, так называется культовый донецкий бар, находящийся в историческом центре города, зимой прошлого года. Он расположен в просторном подвале, переоборудованном под концертную площадку.
Повод, однако, был не самым приятным. Украинская ракета, запущенная из реактивной системы залпового огня (РСЗО) RM-70 Vampire, попала в соседний дом, начисто разрушив подъезд и несколько квартир. Досталось и самому заведению, хотя и не слишком: следы от осколков горячего метала до сих пор «украшают» стены и лестницу, ведущую к запасному выходу.
Железные двери и несколько метров бетона над головой — идеальное место, чтоб переждать обстрел. А звучание олдскульного рока или меланхоличного джаза на фоне лишь добавляет происходящему толику сюрреализма
Впрочем, так было не всегда. Когда-то здесь выступали самые популярные российские и украинские группы: «Ленинград», 5’Nizza, «Бумбокс», «АукцЫон», «Ночные снайперы»...
Война изменила все
Сейчас играют преимущественно местные. Контингент также составляют в большей части дончане, хотя после февраля 2022 года к ним прибавилось немало российских военных, бойцов частных военных компанией (ЧВК) и журналистов.
Gung'Ю'бazz — почти единственная музыкальная площадка в Донецке, не считая городской филармонии, где еще проходят концерты
Многие военнослужащие приходят сюда прямо с боевых выходов. Нередко признаются, что месяцами сидели в окопах, и теперь, отпросившись в увольнение, пытаются оправиться от пережитого под звуки гитарных риффов.
«Музыка лечит души», — сказал мне как-то один из таких бойцов. «Это осколок мирной жизни, которая еще неизвестно когда к нам вернется». И не согласиться с ним тяжело.
Согласен с этим и Олег Анисимов, владелец бара. Немолодой сухопарый мужчина, джаз-музыкант, здесь его зовут просто Анисимом.
Он открыл Gung'Ю'бazz в далеком 2001 году, в 2014 году поддержал Русскую весну, но, в отличие от многих коллег по цеху, не стал уезжать из родного города.
Когда началась война, большинство моих знакомых музыкантов просто разъехались. Донецк, где раньше мы собирали стадионы, опустел на культурную жизнь. Кто будет поддерживать начинающие группы, раскручивать, продюсировать их? Олег Анисимов владелец бара Gung'Ю'бazz
Именно тогда, по словам хозяина заведения, ему пришла идея объединить концепции бункера, где жители города смогут безопасно переждать обстрел, и творческой площадки. И это, надо признать, отлично сработало.
Если центр города разрушат гаубицами, мы все равно останемся самым безопасным местом в Донецке из рекламного ролика Gung'Ю'бazz
«Местным нужна поддержка»
Концерты в музыкальном бункере проходят почти каждые выходные. Как уже было сказано, чаще всего на сцене выступают малоизвестные донецкие группы.
Но после того как Донецкая народная республика (ДНР) стала частью России, в гости зачастили и российские исполнители
В один из дней, например, мне довелось застать часть коллектива «Смысловых галлюцинаций». После концерта в одном из донецких пунктов временного размещения беженцев они решили сыграть и для посетителей Gung'Ю'бazz.
«Выступают и совсем новички, и матерые музыканты. С первыми мы всегда плотно работали, подтягивали их уровень, старались устраивать им концерты за пределами ДНР», — неспешно рассказывает Анисим.
Каждому нужно себя реализовать, я не хотел, чтоб местные были лишены этой возможности Олег Анисимов владелец бара Gung'Ю'бazz
Он признается, что во время интербеллума этот вопрос решался гораздо сложнее. Изоляция, связанная со статусом непризнанной республики, оказалась губительной для многих местных коллективов.
Теперь же не в последнюю очередь благодаря Анисиму многие из них дают концерты, в том числе на «большой земле».
Начинающим проектам приходится тяжело. Чтобы выстрелить, нужно как минимум качественно записать треки, правильно их обработать, иметь какой-никакой опыт выступлений... А где это все организовать? Потому и помогаю ребятам в меру своих сил Олег Анисимов владелец бара Gung'Ю'бazz
Главный помощник Анисима — его супруга Анна, в творческой среде ее ласково прозвали Птицей. Вместе с мужем она помогала развивать бар с начала нулевых, но в 2022-м году была вынуждена вместе с 12-летним сыном покинуть Донецк из-за усилившихся обстрелов.
Вернуться они смогли только спустя два года, когда «прилетать» по городу стало значительно реже
«До 2022-го я была здесь администратором, занималась всеми вопросами управления. Сейчас планирую делать то же самое. В город понемногу начали приезжать люди, и нам нужно серьезно обновить бар, вернуть ему душу довоенных лет», — говорит Птица.
Она называет Gung'Ю'бazz главным делом жизни своего мужа. Анисим этого не отрицает, но признается, что без поддержки супруги и друзей, в особенности военных, дело бы шло гораздо трудней.
Я умею общаться с военными, радоваться с ними, делить горе. Поверь, не каждый может делать это правильно, особенно если не сталкивался с войной. Это ведь своеобразная реабилитация: и живая музыка, и разговоры с барменом по душам. И они отвечают тебе тем же Олег Анисимов владелец бара Gung'Ю'бazz
«Самоорганизация — единственный способ сделать хорошо»
Главной целью на ближайшие годы Анисим называет возрождение донецкого музыкального сообщества в целом.
И первый шаг на этом пути, по его задумке, — организация региональной творческой площадки в сети
«Я хочу создать частную платформу, которая объединит в Донбассе не только музыкантов, но и театральных режиссеров, художников, текстовиков — вообще всех, кто занимается творчеством в широком смысле. Инициатива должна быть низовой, самоорганизация — единственный способ сделать что-то хорошо», — объясняет владелец.
В ближайшем будущем, по его словам, эта инициатива должна выйти и в офлайн, а в перспективе — помочь возродить культурную индустрию Донецка в целом.
Это касается и концертов под открытым небом, и гастролей звезд, и давно забытых музыкальных фестивалей. Правда, для этого нужно, в первую очередь, чтобы закончились боевые действия. Но перспектив тут пока не прослеживается.
Я поддержал наше восстание, первым повесил флаг Новороссии в нашем заведении. Но, конечно, как и все, хочу, чтобы конфликт закончился как можно скорее Олег Анисимов владелец бара Gung'Ю'бazz
Но пока в небе над городом взрываются ракеты, концерты по-прежнему будут проходить под землей. А донецкие музыканты, по-видимому, собирать залы где-нибудь за пределами республики.
«Ты даже не представляешь, как много талантливых ребят сейчас пишут музыку в стол. Это нужно исправить, дать им шанс быть замеченными, услышанными. Даже в Киеве я знаю людей, которые поддерживают нас и желают творить вместе с нами. Правда, выбраться оттуда они пока не могут», — завершает наш разговор Анисим.
И я, пожалуй, понимаю. Для людей, привыкших к жизни в больших городах, доступ к развлечениям и культуре кажется чем-то естественным.
Но для донецких парней и девушек, большая часть сознательной жизни которых сопровождалась обстрелами, комендантским часом и внешней изоляцией, каждый концерт становится большим событием
Принижать их значимость нельзя. Ведь, как уже было сказано, «музыка лечит души». А души на войне нуждаются в исцелении не реже, чем материальная оболочка.