Исполнилось 40 лет фильму «Формула любви»
По фильму «Формула любви», которому в последние дни ушедшего года исполнилось 40 лет, вполне можно вычислять формулу успеха. Правда, как признался нам в своё время один из создателей фильма – знаменитый композитор Геннадий Гладков, он даже не предполагал, каких чудовищных трудов, накладок и мучений могут стоить съёмки такого весёлого фильма. Мы выяснили, как же выводилась легендарная «Формула любви».
Вошёл в роль
В основе всенародно любимой картины повесть Алексея Толстого «Граф Калиостро». Правда, Григорий Горин существенно переработал её, добавил персонажей – например, кучера Жакоба, которого блистательно сыграл Абдулов, приписал финал, где Калиостро покаялся и сдался властям.
В результате довольно мрачная повесть превратилась в комедию.
Говорят, что изначально на главную роль Захаров прочил Олега Янковского. Но потом от этой идеи отказался. По другой версии, сам Олег Янковский испугался мистического флёра вокруг роли. По некоторым сведениям, он предлагал роль и Никите Михалкову, но тот снимался у Рязанова в «Жестоком романсе».
Грузинского актёра Нодара Мгалоблишвили Марк Захаров увидел во время гастролей театра в Москве и после проб утвердил на роль Калиостро. Правда, поскольку у Мгалоблишвили был сильный акцент, озвучивать графа пригласили Армена Джигарханяна.
Почти на каждую роль у Захарова пробовалось по десять человек. Среди претенденток на главную героиню – Машу – была Елена Цыплакова и даже Александра Захарова, которая очень долго пробовалась на эту роль.
«Но поскольку в те времена утверждал не продюсер, не режиссёр и не спонсор, а художественный совет студии, – поделилась с нами Елена Валюшкина, которая и сыграла в итоге заветную роль, – то была утверждена я».
…Елена Аминова, сыгравшая Лоренцу, ехать на пробы картины поначалу не хотела.
«Я много раз ездила в Москву на пробы, но здесь принимают на главные роли в основном по знакомству, – поделилась с нами актриса. – Поэтому я решила, что буду сниматься по всему Союзу, а в Москву больше не поеду. И тут звонок: «Вас приглашают на пробы к Захарову».
Елена в сердцах бросила трубку. Когда звонок раздался ещё раз, пообещала начать ругаться матом. На что получила ответ:
«А нам как раз такая актриса и нужна».
«После проб смотрю – стоят Захаров с оператором, курят и смеются, – вспоминала Елена. – Я подумала, что надо мной, и решила высказать им всё, что о них думаю, плюнуть и уйти. И вот я угрожающе двинулась к ним в своём костюме и парике. А Марк Анатольевич – он очень чувствительный человек – сразу мне: «А‑а мы вас уже утвердили на роль».
Одной ногой
Когда съёмки уже были в разгаре, Нодар Мгалоблишвили сломал ногу. Какое-то время актёр вообще не мог ходить и «ездил» по съёмочной площадке верхом на рабочем, а его снимали по пояс.
«Я полкартины проходил в гипсе, – рассказывал нам Нодар Мгалоблишвили, – даже сапог не мог надеть. Но потом потихоньку начал передвигаться».
И всё же некоторые сцены из-за гипса давались с трудом.
«Дуэль графа и Алёши снимали в лесу, – рассказывал нам Нодар. – А в лесу ходить с загипсованной ногой было очень трудно. Да ещё сцена большая, текста много… В общем, было очень тяжело».
Из-за травмы актёра пришлось сократить часть его сцен.
«А так как я по фильму с ним очень связана, то у меня полроли вылетело из картины, – сетовала Елена Валюшкина. – Конечно, было очень обидно, поэтому у меня сложные чувства к этому фильму».
Вдвое сократилась и линия Лоренцы.
«Сняли две серии, – вспоминала Елена Аминова. – Но, видимо, что-то с деньгами не получилось, и Захаров вынужден был делать одну серию. И очень много моих сцен ушло».
А вот композитору Геннадию Гладкову повезло – его первая и последняя роль в кино осталась в полном объёме. Композитор в костюме лакея произносит фразу: «Это с кого её лепили?»…
«Это было предложение Марка Захарова, – в своё время посвятил нас Гладков в историю своего приобщения к актёрству. – Он сказал: «Давай я тебя увековечу». Мою единственную реплику мы записали с первого раза. Я думал, что Захаров меня измучает. У него на озвучании одну фразу иногда повторяют по два-три часа. Но мне повезло».
В этой картине Гладков выступил и в качестве поэта – именно он автор легендарного припева «Уно моменто».
«Кроме «уно моменто» я не мог вспомнить ни одного итальянского слова, – вспоминал Геннадий Игоревич. – А остальные слова дописала переводчица. Она написала итальянские слова русскими буквами».
Итальянские страсти
Вообще эта ставшая уже народной песня, по словам её создателя, родилась в считаные минуты.
«Захаров придумал, что здесь должна быть итальянская песня, и предложил мне её написать, – рассказывал нам Геннадий Гладков. – И я тут же у рояля её и наиграл. Тут же записали на плёнку, и Захаров убежал на «Мосфильм». Песня родилась как порыв души, быстро. И если бы не магнитофон, я бы, наверное, и не вспомнил, что я написал».
Гладков сам же и спел в фильме эту песню на пару с Александром Абдуловым.
«Фарада в это время был не в голосе, – вспоминает композитор. – А съёмки должны были быть на следующий день. Марк сказал: «Твоя музыка. Ты и пой». Пришлось под Фараду подделаться так, чтобы не было заметно. И мне это удалось. Поэтому я говорю Фараде, что он может смело утверждать, что поёт он».
Самой дружной троицей на съёмках были Абдулов, Фарада и Аминова. Они жили не в общежитии вместе со всеми, а в частном доме.
«Сенька Фарада вообще золото – хоть к ране прикладывай… – восторгалась Аминова. – Мы с ними как подружки были. Всюду ходили вместе».
Но однажды Абдулов с Фарадой собрались в гарнизон попариться в мужской компании, а Елену оставили ночевать одну.
«Утром просыпаюсь от какого-то запаха. Открываю глаза – передо мной разноцветие. Оказывается, они по дороге оборвали все клумбы и завалили меня цветами!»
Как вспоминали участники съёмок, атмосфера на съёмочной площадке царила потрясающая. Днём все увлечённо вкалывали, а по ночам играли в карты, рыбачили.
«У нас там все ходили влюблённые. Потому что очень уж было красиво и всё располагало к этому», – вспоминала Валюшкина.
Пожалуй, именно в этом соединении творчества и чувств как раз и кроется формула успеха «Формулы любви», которую зритель не устаёт любить вот уже почти полвека.
Исполнитель роли Алёши – Александр Михайлов покинул сцену и посвятил себя религии. Впервые Александр пришёл в церковь по совету будущей жены, с которой вместе работал в театре, – у актёра были серьёзные проблемы в личной жизни. После первой исповеди Александр, по его словам, ощутил необыкновенную духовную радость и почувствовал, что есть другая жизнь.
Оставаться в прежней, театральной, он не захотел. На пике карьеры Александр ушёл из театра.
«Мы почувствовали – в нашей жизни появилась ложь. Мы работаем в театре, получаем за это зарплату, и мы ведём двойную жизнь. Жизненные принципы одни, а делать приходится совсем другое», – объясняла это жена актёра Елена Черняк.
Вместе они окончили Богословский институт. Затем стали петь в церкви. Семейная пара выступает в различных концертах с духовными песнями, супруги выпустили несколько аудиоальбомов.