Да здравствует король: обзор проекта «Муфаса. Король Лев»

Одной из громких новинок ушедшего 2024 года стал проект студии Disney — «Муфаса. Король Лев». Как и «Король Лев» 2019-го года, которому приходится приквелом, лента выполнена в формате «компьютерного фильма». Всё в кадре нарисовано, но выглядит вроде как реальное — и в то же время нет, но об этом позже.

Рецензия на мультфильм «Муфаса. Король Лев»
© tlum.ru

Сейчас важно то, что этот приквел был будто бы неизбежен: компьютерный ремейк классического мультфильма собрал в своём 2019-м рекордные 1.6 миллиардов долларов, став на несколько лет самой кассовой анимационной лентой вообще. Недавно его сместила «Головоломка 2», кстати. Успех псевдодокументального «Короля Льва» вдохновил студию на создание предыстории в том же стиле. О том, каким вышел проект «Муфаса. Король Лев» — в обзоре от Тлум.Ру.

О чём?

Поначалу лента делает вид, что она продолжение: взрослые и успешные Симба и Нала ждут пополнение в семье, а тем временем их первую дочь Кьяру забирают под присмотр Тимон с Пумбой и Рафики. Последний поведёт речь о героическом дедушке Муфасе, который когда-то был самым обычным львёнком. Повествование так и будет прыгать из флешбека в «настоящее», но первого будет больше.

Вместе с Кьярой зрители узнают, что маленький Муфаса тоже когда-то жил с любящими родителями, а потом тоже волей несчастного случая оказался с ними разлучён. Малыша унесло потоком в совсем другие земли, где его выручил львёнок по имени Така. Здесь начинается история большой дружбы — и не менее горького предательства. Львята становятся братьями, и в этом месте вы уже наверняка догадались, в какого героя из оригинала вырастет Така. Отношения этих двоих и выступят центральным конфликтом фильма, что ожидаемо. Но не будут его единственной проблемой.

Помимо извечного и банального «ты мне брат — а ты мне больше нет!» двигающей силой сюжета станет не менее извечное и банальное «всех убью, один останусь». Роль скучного убийцы досталась злому белому льву-изгою Киросу, предводителю таких же, как он, злых белых львов-изгоев. В погоне за братьями все действующие лица — точнее, морды — попадут в прекрасное сказочное место под названием «Милеле» («Вечность»), где всегда хорошо. Отлично, с сюжетом в общих чертах справились, бежим дальше.

О ком?

Помните Симбу, особенно в детстве? Наверняка да — ведь он был весёлым, самоуверенным, местами даже нахальным львёнком, часто попадающим в неприятности по своей вине в том числе. В отличие от своего харизматичного сына, Муфаса что в юности, что в дальнейшем полностью лишён хоть каких-то отличительных черт, кроме того, что он просто хороший герой: добрый, наивный, сообразительный, достаточно смелый перед лицом опасности. Собственно, это всё. То есть да, вообще всё. Он настолько обычный, насколько вообще может таким быть главный герой диснеевской истории. Интересно на него смотреть? Не слишком.

С Такой, будущим Шрамом, ситуация чуть более разнообразная. Поначалу он предстаёт как хитрый и находчивый львёнок, который в день знакомства дважды спасает Муфасу от гибели. Сначала из пасти крокодила, потом из пасти собственного отца, который был чертовски не рад бродяжке. Для этого, кстати, Таке пришлось поддаться и проиграть в «забеге на жизнь». Дальше два названых брата быстро растут на экране, очень дружат и всячески доказывают, что они семья. При этом Така становится всё более трусливым и жалким героем, где апофеозом его слабости станет момент, когда он сбежал из битвы со злыми-злыми львами, а спасать приёмную мать пришлось Муфасе. Ну, а вершиной их конфликта станет… любовный треугольник. Да, мама Симбы по имени Сараби тоже здесь, и именно из-за неё (что в целом бредово, ведь выбор сделала она и никто другой) Муфаса и Шрам стали врагами.

А потом перестали.

А потом по сюжету пойдёт сам «Король Лев», где они снова сами-знаете-кто. Такая чехарда в смене образа Таки очень сбивает с толку: то он хороший, то нет, то снова такой, то потом другой, и разглядеть в этом винегрете какого-то цельного героя у нас не получилось.

Из второстепенных героев можно упомянуть также Рафики, которому досталась достаточно заметная роль в становлении Муфасы. И «мебельных» Зазу и Сараби, которые просто повисели в кадре своё экранное время. Это же приквел, им положено там быть!

Как это выглядит?

Плюс-минус также, как и аналогичный «Король Лев». То есть вроде как документальное кино, но животные двигают челюстями, имитируя человеческую речь. Диссонанс вносит и тотальная кастрация всех зверей — что странно, ведь дети, как правило, знают, как выглядят самцы. Красивых видов саванны в кадре хватает, но преобладают опять-таки псевдореальные локации, а это жёлтая трава, снежные горы, фоны часто выглядят тускло, темно и серо. Собственно, как и в жизни, но в кинематографе мы ждём, чтобы глазу было за что цепляться, а тут — о, тут кстати есть за что зацепиться!

После выхода первого фильма вовсю бытовали мемы на тему того, что Симба сотоварищи полностью лишены эмоций. Рты они открывали, и на этом всё: что радость, что гнев, печаль и остальные персонажи «Головоломки» (простите, снова она) — всё выглядит одинаково на тщательно отрендеренных львиных мордочках. В «Муфасе» свершилась революция, и звери теперь постоянно показывают человеческие эмоции: улыбаются, злятся и всё остальное. Стали ли они более понятными как герои истории? Пожалуй, да, в этом есть плюс. Хорошо ли смотрится будто бы реальный лев с ухмылкой на все свои 30 зубов? Не очень.

Зато ради разнообразия картинки в фильм ввели любопытные операторские приёмчики, вроде «close up», когда камера наезжает очень близко в мордочку зверя — это забавно, но большой роли в разнообразие визуального ряда всё же не внесло. С разнообразием вообще много проблем: когда в повествовании появляется Сараби, вы будете наблюдать трёх примерно одного размера львов, один из которых чуть более рыжий, другой немножко более серый, а третья капельку посветлее. Будете ли вы легко отличать их друг от друга? Не знаем, у нас не вышло.

Как это звучит?

Помимо всего прочего «Муфаса. Король Лев» — мюзикл. Персонажи поют умеренно часто, но потенциальных хитов или просто треков, которые можно вспомнить после просмотра, замечено не было. Разве что песня злодея-Кироса про «Пока-пока» хоть чуть-чуть выделяется в целом, но потом приходит понимание, как сильно она пытается быть хитом Шрама «Будем ждать», и приязнь к ней сразу гаснет. Да и гримасничающий лев, распевающий «Бай-бай», выглядит по-прежнему максимально странно.

Что касается саундтрека в целом, то он представлен либо очень фоновыми и блёклыми, будто бы созданной нейросетью мелодиями, либо резко выделяющимися на их фоне классическими треками из оригинального мультфильма. Их «включают» в самые грустные, трогательные и захватывающие моменты фильма: мол, слушайте старую музыку, ностальгируйте, у нас тут сцена подходящая! Такой нарочитый подход вызывает много вопросов — впрочем, на фоне сюжетных пробелов это почти что мелочи жизни.

Почему это странно?

Время о них и поговорить — о сюжетных неровностях. Опустим тот факт, что «Муфаса» пусть и очень старается быть приквелом, своему продолжению прямо противоречит в том месте, где отец Симбы оказался обычным львёнком, хотя всегда позиционировался как потомственный монарх. Так нужно для истории — что поделать. Про Таку и его «то хороший, то плохой, то снова хороший, и так далее» уже упоминали. Вопрос «почему Муфаса просто не пошёл вверх по реке, чтобы вернуться домой», вообще задавать как-то глупо. Наверное.

Лучше вспомним злых-злых львов. Удивительно, что все поголовно альбиносы — изгои, а все изгои — альбиносы, и все как один ходят и истребляют других львов, такие сильные и мощные. Мотивация гнаться за Муфасой у Кироса всё же нашлась (главный герой вроде как убил сына злодея, но этот момент показали ну очень смазанно и невнятно), так что тут есть линия мести, но и без мести эти белые львы собирались напасть на других, просто потому что они злые.

Дальше — больше. Кирос, убивший отца Таки, уговаривает Таку отомстить за отца — но не ему, а Муфасе. Муфаса во всём виноват — просто потому, что Кирос злой, и ему так удобно. В Милеле, том самом чудесном краю, наоборот все поголовно добрые и рвутся помогать пришлым львам победить других пришлых львов, просто потому что послушали мотивационную речь от Муфасы: «В единстве наша сила! В единстве наша сила!». А завершается этот сценарный балаган приёмом под названием Deus Ex Machina («бог из машины»), когда могущественная третья сила появляется и решает все проблемы.

И держите вишенку на торте: всех рыжих львов в фильме, как и в «Короле Льве» 2019-го года, озвучивают темнокожие актёры. А главного белого льва — Мадс Миккельсен. Живите с этим.

А что-то хорошее показали?

Да! Это — Кьяра. Очаровательная голубоглазая малышка-львица, крадущая сердечки одним своим появлением в кадре. Жаль, экранного времени у неё мало — эта мордочка способна влюбить в себя некоторых самых скептичных зрителей. Просто посмотрите, какая она милашка!

А ещё нам местами понравился юмор, за который по традиции отвечали Тимон и Пумба, и опять-таки в «настоящей» части повествования. Комический дуэт вовсю ломает «четвёртую стену», хохмит, сыпет абсолютно современными словечками вроде «парфюм» и «мюзикл» и в целом настраивает на позитив. Жаль, что туалетных шуток им тоже выдали, причём в ассортименте.

Что в итоге?

Спорная фотореалистичная двухчасовая лента о том, как отец Симбы стал королём. Наши читатели её ждали больше всего этой зимой, но в итоге… Скажите честно: вас хоть когда-то интересовала фигура Муфасы настолько, чтобы ждать о нём отдельный фильм? Вот и нас — нет, это типичный родитель главного героя, которому здесь пришлось стать просто типичным главным героем. Даже идеи, заложенные в «Муфасу», вторичны и обычны: «Главное не то, кем ты был, а то, кем ты стал!». Знакомые с «волчьими» мемами читатели наверняка сейчас захотели бы добавить «ауф». Вот и мы тоже — настолько всё банально и скучно. В заключение напомним, что мультфильм 1994-го года по-прежнему существует, у него есть несколько продолжений и мультсериалы на тему.