В чем секрет популярности новосибирской группы "Силенциум"
В прошлом году новосибирской группе "Силенциум" исполнилось двадцать лет - огромный срок для любого творческого коллектива. Корреспондент "РГ" брал интервью у солисток группы восемь лет назад ("Консерваторки зажигают", "РГ-Неделя" от 4 мая 2017 года). С той поры много воды утекло - виолончелистка, аранжировщик, композитор и лидер группы поменяла фамилию, теперь она Наталья Нирамайя; скрипачки Илария Калмазан и Елизавета Крылова ушли в свободное плавание в 2018-м, сейчас на их месте Мила Ройсс и Елизавета Бабурова, также выпускницы Новосибирской консерватории. Струнное трио радует соцсети новыми клипами и колесит с концертами по всей стране - Сибирь и Дальний Восток, Север и европейская часть России. Недавно девушки зажигали во дворце культуры Барнаула, сутками ранее выступив в Красноярке.
Было интересно взглянуть на барнаульских поклонников группы. Публика пришла самая разночинная, одетая предельно демократично. Мужского и женского сословия примерно поровну, что нехарактерно, к примеру, для театров, где прекрасного пола большинство. Возраст - от школьного до пенсионного. Весь концерт я с возрастающим любопытством косился на мальчишку лет двенадцати. Он сидел в кресле как влитой, слушал очень внимательно. И так - оба отделения концертной программы.
А со сцены лились знакомые мелодии из советской классики и зарубежной рок-музыки, Баха и Вивальди сменяли "Кино" и "Ария". Когда же в финале концерта зазвучал "Ласковый май", народ начал с энтузиазмом подпевать. Музыкальные снобы в этот момент, наверное, поморщились бы, но их в зале не было. Да и что плохого в том, когда артистки с консерваторским образованием играют популярную музыку? Ведь и серьезные ученые занимаются популяризацией научных знаний.
"Silenzium" с латыни переводится как "тишина", но ваше творчество бурлит экспрессией и энергией. Где вас теплее всего встречают?
Наталья Нирамайя: На Севере - Апатиты, Ухта, Сыктывкар. Но мне больше всего запомнился юбилейный концерт осенью 2024-го в новосибирском Дворце культуры железнодорожников. Мы играли вместе с симфоническим оркестром, и это было очень волнительное событие. Я все лето писала аранжировки для оркестра.
Наталья, как бы вы охарактеризовала вашу аудиторию?
Наталья Нирамайя: Это люди, которые хотят услышать чуть больше, чем что-то простое. Основная масса в возрасте "35-40 плюс", то есть рожденные на излете советской эпохи и формировавшиеся в девяностые годы. Но и дети, кстати, к нам с удовольствием приходят. Для "Силенциума" нет сложных зрителей, ведь мы много играем для корпоративного сектора. Выступаем на буйных рок-фестивалях и перед рафинированной аудиторией, в воинских частях и исправительных колониях. У нас репертуар широкий, мы его варьируем в зависимости от слушателей. Рафинированной публике, например, прекрасно заходит неоклассика, а заключенные любят и рок, и попсу.
Любой артист в своем творчестве несет этические и эстетические ценности, даже если делает он это не очень осознанно. "Силенциум" - это про свободу, любовь и радость. И наша публика это хорошо чувствует. Сейчас мы готовим новый концерт на основе зарубежной рок-музыки.
Если сейчас вас попросят: "Сыграйте самую дорогую для вас композицию", что бы вы выбрали?
Наталья Нирамайя: Интересный вопрос. Наверное, сыграли бы попурри электронной музыки группы "Зодиак", которая мне очень близка и при этом она достаточно простая.
Позади двадцать лет творческого пути. В каком направлении будет развиваться "Силенциум"?
Наталья Нирамайя: Хотелось бы выйти на международный уровень - погастролировать, скажем, в Китае. У нас были предложения оттуда, но в тот момент разразился ковид. Пандемию мы пережили, а мечта осталась, к тому же "Силенциум" попал на китайский "Ю-Туб". А вообще дальнейший путь группы для меня скрыт в тумане, в котором я вижу лишь пару ближайших шагов. И этого достаточно, поскольку давно поняла, что "Силенциум" ведет провидение. Часто спрашивают, как мы начали ездить по стране. Да как-то все неожиданно произошло. Дальний знакомый вывел меня на контакт с концертным администратором из Питера - и все закрутилось.
Что самое сложное на гастролях?
Наталья Нирамайя: Сохранять спокойную атмосферу в коллективе. Во-первых, он женский, во-вторых, много сил и нервов отнимают перелеты, переезды, смена часовых поясов, ремонт инструментов и прочая гастрольная суета. Тут главное - не разругаться, если что-то пойдет не так.
Барнаульской аудитории на ура зашел музыкальный блок советской эпохи. Особенно зал завелся от "Травы у дома", когда на огромном экране показывали документальные кадры с Гагариным, стартом "Востока", видами Земли с орбиты. Космос всегда манил русского человека. Эта тема близка и вам, как и тема эзотерики?
Наталья Нирамайя: В увлечении современных россиян советской историей, ностальгии по тем временам я вижу поиски смысла жизни, поиски Бога. Общество не может развиваться без духовных заповедей, жить в голом материализме человеку невыносимо. Смысл жизни человека лежит за пределами материального, хотим мы этого или нет. Коммунистический манифест и заповеди Христа близки друг другу, кроме одного пункта. Какого? Пусть читатели сами разберутся, заодно перечитав то и другое.
Я очень люблю музыку группы "Раммштайн". Там практически в каждой музыкальной композиции есть обращение к Богу, противопоставление божественного в человеке и животного. Это вообще хорошо прослеживается в любом творчестве. Если в нем присутствует только материальная сторона, условно говоря, сплошной кутеж, такое творчество не имеет большой ценности.
Ключевой вопрос
Новосибирск - большой город и в музыкальном плане. И речь не только о знаменитых оперном театре и консерватории. Я, например, знаю немало поклонников в разных городах группы "Иван-Кайф", ее лидеру и автору многих песен Михаилу Зуеву в новосибирском Академгородке даже памятник поставили. А каковы ваши предпочтения?
Наталья Нирамайя: Для меня музыкальный Новосибирск - это в первую очередь рок-группа "Рви меха - Оркестр!", Паша Загорский и его группа "Импульсы" (а раньше - "Красный берег"), скрипачи-виртуозы Александр Охотин и Алексей Кобринский.
Мнение
Илария Карнаухова (Калмазан), клинический психолог, гипнопсихолог, педагог:
- Я очень благодарна "Силенциуму", в котором играла семь лет, и лично Наталье, лидеру группы. Этот жизненный этап подарил огромный опыт, повысил адаптивность к любым ситуациям, развил артистические и коммуникативные навыки. Я уже не боюсь никакой аудитории, могу спокойно разговаривать с кем угодно. После наших концертов люди часто подходили и говорили: "Спасибо! Мне так хорошо стало". И я думала: надо найти такой инструмент воздействия, чтобы человеку стало хорошо не только на время концерта, а на более длительный срок, на всю жизнь. После ухода из группы я много занималась по направлению "Психология". Сейчас учусь в Ростове в магистратуре Южного федерального университета, исследую глубины музыкальной терапии. Многие психологи не имеют музыкального образования. А музыканты не понимают, насколько их искусство может быть целительным. Сейчас я делаю музыкально-терапевтические концерты - играю на скрипке, подбираю программу и практики, с помощью которых работаю с людьми. Собираюсь выступить по данной теме с докладом в родной консерватории и в нашем сообществе психологов.