В Беларуси и России завершились съемки фильма по повести Бориса Васильева
Первого мая на экраны Союзного государства выйдет новый фильм о Брестской крепости в первые дни Великой Отечественной - "В списках не значился". Народный артист России Владимир Машков стал продюсером фильма и сыграл в нем роль старшины Степана Матвеевича. В главной роли снялся уроженец Тверской области, ровесник Союзного государства Владислав Миллер.
Владислав Миллер: Это лента о любви к Родине, о преодолении страха, о становлении и взрослении человека. "В списках не значился" - великое произведение, а роль лейтенанта Плужникова - мечта, исполнения которой можно ждать всю жизнь.
Как пришло приглашение?
Владислав Миллер: Когда прочитал сценарий, испытал чувство радости и страха. Образ лейтенанта Плужникова, до последнего вздоха сражавшегося с фашистами, - символ мужества, символ всех неизвестных, безымянных солдат, память о которых живет по сей день.
Кто ваши партнеры?
Владислав Миллер: У нас собралась потрясающая команда во главе с продюсером и актером Владимиром Машковым. Перед началом съемок мы десять дней жили в палаточном лагере в лесу, топили буржуйку по ночам, выходили часовыми и по два часа стояли в карауле, учились стрелять из оружия, питались чаем и сухарями.
Зачем?
Владислав Миллер: Чтобы развить эмоциональную память и хотя бы на один процент приблизиться к тому, что испытывали наши деды и прадеды. Во время 18-часового съемочного дня ходил с факелом по казематам, где практически нет кислорода. От копоти весь был черный. Это даже меньше процента, с чем столкнулись защитники Брестской крепости.
Что еще делали, чтобы войти в образ?
Владислав Миллер: Осваивали винтовку Мосина, пистолет ТТ, наган, ППШ, ППД. Пытались поймать ощущения, чтобы потом эмоциональная память сыграла на площадке. В съемочной группе было более 150 человек, а в масштабных сценах играли 400-600 человек вместе с местными жителями
Для фильма "Брестская крепость" - проекта Союзного государства - было сшито несколько десятков различных гимнастерок, которые потом состарили под цвет камня и стен. Какие у вас были костюмы и грим?
Владислав Миллер: Мой герой - молодой лейтенант. Он в начале фильма одет с иголочки. Для съемок многие костюмы создавались по проектам художника по костюмам Алексея Камышова. Использовали, конечно, и арендный фонд. На героев все шилось индивидуально, доводилось до того состояния, чтобы гимнастерка была как прошедшая сражения.
Каким был грим?
Владислав Миллер: Грим порой занимал по пять часов. Художник по гриму Екатерина Шахворостова проходила с персонажем его путь до конца. Она совмещала традиции старой школы и новые технологии.
Где снимали?
Владислав Миллер: В Минске, затем два месяца в великом, славном городе Бресте. В Бресте для съемок были выбраны несколько локаций, где в 1941 году развернулись главные события. На вокзале в Бресте в ночную смену снимали день. Дальше - подвалы Брестской крепости. Затем продолжались съемки в "Москино", где построили огромные декорации на площади 42 000 кв. м, воссоздающие цитадель, повторили силуэты разрушенных зданий. В съемочную группу входили более 150 человек, а в некоторых масштабных сценах играли 400-600 человек вместе с местными жителями. Создавалась подлинная атмосфера. Громкие взрывы, въедливый черный дым, сажа - все влияло на передачу ощущений и итоговый результат.
История очень настоящая, как сказал Владимир Машков.
Владислав Миллер: Мой герой - собирательный образ советского неизвестного солдата.
А какой Машков наставник?
Владислав Миллер: Очень профессиональный человек, никогда не позволит халтуры. Несколько раз мне говорил: "Советую тебе по-отцовски".
Прямая речь
Владимир Машков, продюсер и исполнитель роли старшины Степана Матвеевича:
- Это лейтенантская история о человеке, который только входит в мир и становится богом войны. Это тот неизвестный солдат, которому ставят памятники по всей стране. Этот человек в списках не значился: его нет, но он есть, и он победил. Были эмоционально тяжелые съемки в Бресте, непосредственно на месте тех страшных событий. Очень важно, чтобы после такой картины каждый человек подумал: "а я смогу так?", "я выдержал бы?", "я - наследник этих великих людей".