Станислав Соколов: Каждый мой фильм начинается с поиска нестандартного решения
На фестивале анимации и литературы "Пушкин. Михайловское", который проходил в декабре в Пушкинских Горах Псковской области, режиссер, художник, мастер российской анимации Станислав Соколов ("Гофманиада") представил свой новый проект, которым занимается уже несколько лет - фильм "Булгаковъ".
Повезло тем зрителям - и корреспондент "РГ" в их числе, кто увидел 20-минутный фильм-пилот, а также великолепную выставку кукол, рисунков и эскизов к этому проекту, который сейчас готовит к выходу кинокомпания "Синемаскоп".
После показа фильма режиссер ответил на вопросы зрителей и корреспондента "РГ".
Увидим на экране не только Булгакова, но и других писателей?
Станислав Соколов: Это, я надеюсь, будет полнометражный кукольно-рисованный фильм- версия о Булгакове, его времени и его персонажах. Да, у нас будут узнаваемые герои, известные личности - Станиславский, Луначарский, Троцкий, писатели и поэты - Маяковский, Алексей Толстой, Чуковский, Катаев… Будут и персонажи замечательного романа "Мастер и Маргарита" и сцены из него. А также мифологические, призрачные персонажи - это все-таки анимация. Каждый мой фильм начинается с поиска необычного, нестандартного решения, чтобы не впадать в штампованную анимацию. Сценарий охватывает основные периоды жизни Булгакова. Я рассчитываю, что это будет фильм о творчестве писателя, который находится в некой оппозиции к другим авторам. Которые включаются в то, о чем их заставляют писать или согласны с тем, что происходит. Булгаков придерживался независимой позиции, пытался писать иначе, чем другие, считавшие, что не надо лезть на рожон. Есть много интересных диалогов Булгакова с разными литераторами. Раньше не было интернета, но существовали кружки, где собирались писатели, читали свои неопубликованные произведения. Это был духовный, интеллектуальный выплеск…
Какими источниками воспользовались?
Станислав Соколов: Литературы, посвященной Михаилу Булгакову, много, сейчас выходят все новые и новые книги. Я изучил их. Обратился к мемуарной литературе столетней давности - произведения многих писателей, поэтов, режиссеров, работавших в то время, оказались сегодня актуальными, злободневными. Интересно посмотреть на время, которое было не так давно - каких-то 100 лет назад. Тогда в России была примерно такая же ситуация, как сейчас. Материал хватает за душу. Используем фрагменты из разных произведений Булгакова, в том числе ранние фельетоны, рассказы, тексты писем. Мы сотрудничали с Музеем Михаила Булгакова. Каждый год там проходят конференции, посвященные биографии и творчеству писателя, где появляются новые данные булгаковедов, в том числе из иностранных публикаций.
Сколько же времени занял этот колоссальный труд?
Станислав Соколов: Работу я начал еще в доковидный период. Примерно два года писал сценарий, делал эскизы. Мне помогал в написании сценария Герман Климов, брат режиссера Элема Климова. К огромному сожалению, во время ковида Герман умер. Подготовка заняла немало времени. Как и поиски изобразительного, стилистического, звукового решений. Здесь кукольная и рисованная анимация (классическим способом - карандашом на кальке), фрагменты реальной хроники и многослойной анимации под хронику. Мы вводим дополнительные фактуры в сцены для того, чтобы найти цельность между изображениями - объемным и рисованным. Съемка длилась больше года. Кукольную часть снимала Саша Григорчук, выпускница колледжа ВГИКа. Рисованные сцены делали тоже опытные аниматоры. Сейчас мы занимаемся так называемой ретушью - обрабатываем многочисленные изобразительные слои в разных сценах. У меня целые горы книг, которые содержат интересные факты о Булгакове, его окружении, друзьях, соратниках. Много материала, который просится на экран, работа очень интересная, несмотря на то, что поддержки на нее мало. Авторская анимация делается у нас во многом благодаря студенческому энтузиазму. Государственный бюджет на фильм давно кончился. Что-то мы оплачиваем самостоятельно, что-то делаем абсолютно бесплатно. Проблемы в анимации есть. Несмотря на то, то ежегодно выпускается немало аниматоров, качество их работ пока не очень высокое. Даже для небольшого фильма сложно найти настоящих профессионалов.
Кто создавал этих кукол?
Станислав Соколов: Студенты-кукольники, которые учатся в московском ТХТК (Театральный художественно-технический колледж). Их руководитель, теперь уже выпускник ТХТК, наш замечательный художник Игорь Хилов, один из лучших мастеров-кукольников в России, делал нам основных кукол. Фигурки персонажей создавались вручную, а каждое движение кукол снималось покадрово. Декорации делали частично сотрудники студии "Союзмультфильм", студенты колледжа ВГИКа и также выпускники ТХТК.
Рассматривая кукол на выставке, мы узнали в одной из них киноведа, президента фестиваля "Окно в Европу" Армена Медведева…
Станислав Соколов: Верно, прототипом Воланда стал Армен Медведев, председатель Госкино России в 1990-е годы. Я рисовал с натуры, получив его согласие. Юмор Армена Николаевича мне всегда напоминал булгаковский юмор. А Княжевича, персонажа "Театрального романа", заведующего приемом пьес в Независимом театре, я сделал похожим на Льва Константиновича Атаманова, гениального советского режиссера мультипликационного кино.
Юмор тоже присутствует, как видим в этом фильме.
Станислав Соколов: Да, несколько черный, но тем не менее. У Булгакова во многих рассказах присутствует оптимистическое настроение - таким образом он переживал то тяжелое время, нервное напряжение в обществе. В 1920-30-е годы выпускали и закрывали спектакли по его произведениям. Сейчас театры активно ставят "Мастера и Маргариту", "Собачье сердце", "Театральный роман", "Дни Турбиных" - до сих пор все они радуют зрителей. Снимают интересные документальные фильмы о Булгакове. У нас показан Булгаков в различных ситуациях. Например, Михаил Афанасьевич часто играл с Маяковским в бильярд, выигрывал обычно поэт. Маяковский говорил: "Вы скоро разбогатеете на ваших "Дядях Ванях и тётях Манях". - "Скорее вы разбогатеете - на своем "Клопоморе". Но вашими трудами воспользуются только ваши потомки", - предсказывал Булгаков.
Кстати
Музыку к фильму написал композитор Шандор Каллош.
Голос проекта - народный артист России Виктор Сухоруков.