Фильм "Пранкеры" бьет рекорды всех времен

На экранах "Пранкеры". Почему бы не назвать понятнее - "Шутники" - непонятно. А еще у нас был свой прекрасный фильм о таких школьных шутниках "Розыгрыш" - дебютная работа Владимира Меньшова. Он первым приходит на память, когда смотришь первую половину новой картины режиссера Морин Бхаручи.

Фильм "Пранкеры" бьет рекорды всех времен
© Российская Газета

Потому что там строгую училку физики миссис Уилер ее школьная паства ненавидит и, как в "Розыгрыше", придумывает глупейший способ мести. Только там пытались заставить ее усомниться в собственном рассудке, а здесь хотят не меньше, чем обвинить ее в убийстве когда-то бесследно исчезнувшего ученика. Чтобы ее то ли уволили, то ли вообще посадили - они еще об этом не думали. Правда, до этой сумасбродной акции и училка Уилер придумала свой глупейший способ воспитать паству: за то, что кто-то списал контрольную работу, она поставила неуд всему классу, как бы подкосив его светлое будущее.

До поры сюжеты похожи настолько, что в голову впору лезть странным подозрениям. Но очень скоро "Пранкеры" пойдут своим, способным ошарашить путем.

Пардон, но нетипичное для критики определение "глупейший" здесь придется использовать не раз. Ибо эти "Пранкеры" бьют все антирекорды именно по интеллектуальному уровню и успешно бьются за почетное звание самого глупого фильма киноистории. Настолько глупого, что во время просмотра вас все время корежит от запредельной бессмысленности поступков и действий персонажей.

Эта жестокая училка - главный манок картины. Потому что ее играет 90-летняя Рита Морено, легендарная суперзвезда мюзикла "Вестсайдская история" в обоих его вариантах. В своем белокуром парике и неизменных черных перчатках она идеально выражает родственную близость строгой педагогики садизму: все лучшие чувства запрятаны под суровой маской, требования безапелляционны и граничат с пыткой. Трансформации этого персонажа составят смысл сюжета, но это будет так удивительно и непредсказуемо, что тоже отдает глупостью - на этот раз сценария, от которого ждешь чего угодно, кроме логики.

Фильм раскалывается на три самостоятельных жанра. Как бы бытовая комедия в первом, когда кажется, что мы смотрим всегда актуальный вариант историй о детских шутках, способных сломать жизнь взрослым - наподобие знаменитой датской драмы "Охота". Во втором начинается как бы криминальная история с загадочными событиями вокруг порушенной репутации миссис Уилер. И неожиданный фильм ужасов в третьем со всеми атрибутами стандартной "черной" хоррор-комедии, страшной музыкой и визгом перепуганных героев. Все три придуманы и сделаны так, что не веришь ни одному слову: глупость такая штука, что ее, хоть об пол лбом бейся, не постигнешь.

Но иногда три минуса, хорошенько поспорив друг с другом, создают иллюзию плюса. И Рита Морено волшебным образом все это ненормально нелепое, как бы резвясь и играя, делает почти интригующим. Ей очень далеко, конечно, до ее коллеги из нашего "Розыгрыша" в исполнении великой Евгении Ханаевой, но образ она создает как минимум занятный: и актриса хорошая, и феномен возраста берет свое.

А формально главные герои и зачинщики этой истории - старшеклассник Бен и его подруга Мэй. Пара странная, визуально почти несовместная: согласно новой политкорректности американского кино его изображает белобрысый канадец Коннор Калопсис, ее - американская китаянка Рамона Янг. Оба необаятельны, оба скверно играют, при этом их плохую игру усугубляет вызывающе небрежный дубляж - визгливый и ненатуральный. Это простодушный Бен глубоко уязвлен незаслуженной двойкой, и это смышленая, но не в меру злобная Мэй придумала столь невероятный способ мести. Мама Бена близоруко воспринимает пару как влюбленную. Чему тоже довольно трудно поверить - не из-за расового разнобоя, разумеется, а просто видно, что между ними нет не только "химии", но и ничего общего.

Их шаловливые действия по ходу фильма приводят к совершенно несоразмерным последствиям, словно мир вокруг состоит исключительно из отморозков. Но жестокость, с которой школяры готовы принять вселенскую травлю их учительницы, никак не заботит авторов. Это тем более непоследовательно, что мама Бена, оказывается, тоже у нее училась, и воспоминания о школьных годах у нее самые благодарные.

К развязке становится даже интересно, куда еще забросит создателей буйная, но неказистая фантазия сценаристов Ребекки Флинн и Зака Уайта. Скажу только, что они обманут все самые смелые предположения заглянувших на огонек зрителей, которым останется только не забыть после финальных титров закрыть разинутые от изумления рты.

Режиссер Морин Бхаруча дебютировала в полном метре комедией об армрестлинге, а всего сняла почти два десятка короткометражек и сериалов. Но такое ощущение, что этот удивительный The Prank - тот первый блин, который вышел комом.