Три феномена «Твин Пикс», или Как Дэвид Линч стал культовым режиссером?

Дэвид Линч, культовый режиссер сериала «Твин Пикс скончался в возрасте 78 лет. Какие бы странные сюрреалистические детективы он ни снимал, как бы ни удивлял критиков другими своими работами, для всего мира он навсегда останется создателем сериала, который разделил поп-культуру на «до и «после него. В чем феномен «Твин Пикс и какой след Дэвид Линч оставил в кинематографе, в интервью MIR24.TV рассказали кинокритики.

Три феномена «Твин Пикс», или Как Дэвид Линч стал культовым режиссером?
© Мир24

«Твин Пикс это история, которая поразила мир трижды, говорит кинокритик Егор Москвитин. Первый раз когда она вышла в США. Потому что для Америки она стала доказательством того, что два основных телевизионных жанра жанр семейной телесаги, мелодрамы и жанр детектива, криминальной истории могут объединиться. Но при этом объединиться так, что плодом их любви станет что-то нечто совершенно невообразимое: готическая сказка, сюрреалистичная фантазия, городское фэнтези. Это история, в которой переплетаются столько различных идей, чувств и переживаний, что каждый может нырнуть в нее настолько глубоко, насколько он готов.

История, созданная Дэвидом Линчем в соавторстве со сценаристом и продюсером Марком Фростом, повествует о тихом американском городке Твин Пикс. В него приезжает специальный агент ФБР Дэйл Купер, чтобы расследовать убийство Лоры Палмер старшеклассницы и всеобщей любимицы. Это расследование запускает механизм разоблачений с привкусом мистики: постепенно каждый житель раскрывается с новой, неожиданной стороны. Сериал «Твин Пикс оказался настолько качественным, что разорвал в клочья представления о телевизионном продукте, утер нос оскароносным драмам и приобрел статус культового кино. А все потому, что до Дэвида Линча никто не снимал сериалы по лекалам полнометражных картин.

«Дэвид Линч доказал, что телевидение может быть пространством глубоко осмысленных историй и высокого искусства. А с другой стороны, он показался самым демократичным из всех авторов, потому что приветствовал зрителей, которые изучают миры «Твин Пикс, всегда поощрял их догадки и говорил, что мы, зрители, его соавторы, и наши мысли также легитимны, как и его размышления.

«То есть в момент создания фильма большой художник взял в соавторы миллионы людей, взял их в сотворчество с собой, стал их наставником и человеком, который внезапно из режиссера превратился в друга. Это было феноменально. Так до него сериалы никто никогда не делал. А после выхода на экраны «Твин Пикс все в индустрии создания сериалов стали равняться на него, иногда копируя какие-то внешние атрибуты, вроде места действия (в маленьком городке), иногда пытаясь идти глубже. В любом случае, Дэвид Линч изменил все, — говорит кинокритик.

По словам эксперта, вторым потрясением «Твин Пикс стало то, что сериал произвел своеобразную революцию в умах зрителей не только в Америке, но и в остальном мире. «Например для России он стал настоящим открытием, говорит Егор Москвитин. Подобно тому, как для нас стало открытием, например, появление на экранах «Криминального чтива. Дэвид Линч взял и бросил нас в другую культуру и заставил ее полюбить. Особенностью «Твин Пикс стало для наших зрителей то, что предложенные фильмом символы можно расшифровывать до потери пульса и нырять в эту историю так глубоко, насколько нам хватает дыхания и знаний.

«Я думаю, что Линч всю жизнь шел к созданию своего отдельного космоса под названием «Твин Пикс и создал этот космос. «Твин Пикс это не столько сериал, сколько отдельное, мощное, удивительное пространство, в котором можно жить. Другое дело, что ты, как в аду, там запутаешься, это реалистический ад, который весь состоит из достаточно привычных по американским сериалам и триллерам конструкций, но все эти конструкции запредельно непредсказуемы, они уходят в такие ходы, коллизии и сферы, которые ты никак не ждешь.

И, наконец, третьим потрясением «Твин Пикс, по словам Егора Москвитина, стало его возвращение спустя 25 лет, когда выяснилось, что снятый Дэвидом Линчем третий сезон является неким комментарием к тому, что произошло в теле- и киноиндустрии за четверть века.

«Дэвид Линч, как глубокий человек и великий гуманист, был разочарован тем, насколько буквально и поверхностно были восприняты его идеи. Телевидение погрузилось во тьму, вместо романтизма, в который он верил, вместо гуманизма, который он отстаивал. Поэтому третьим сезоном в каком-то смысле он нас отрезвил. После этого он уже не мог снимать кино, ему не позволяло здоровье, но он вел очень трогательные, уморительные, глубокие философские дневники, которые сейчас гуляют по интернету, как уроки его жизни. Все эти годы он был человеком, который доказывал нам, что света больше, чем тьмы, что мир соткан из любви, и ей нужно продолжать служить, подытожил эксперт.