Повелительница кукол: мастерица из Гвардейска вдыхает жизнь в тряпичные тела

На рабочем столе жительницы Гвардейска лежат чьи-то руки и ноги, обитое тканью туловище и пара голов. Рядом сушатся разноцветные глаза. Это — мастерская Татьяны Горгун, автора самодельных кукол. Из шерсти, ниток, дерева и эпоксидной смолы умелица создаёт маленьких человечков. Шаг за шагом они оживают.

Повелительница кукол: мастерица из Гвардейска вдыхает жизнь в тряпичные тела
© Клопс.Ru

Кукла за пять дней и Чудо-юдо из гипса

Несмотря на иллюзию беспорядка, все материалы лежат на местах. Уже готовые игрушки будто наблюдают за сборкой своих новых товарищей.

Самая высокая из завершённых куколок — русоволосая Роза. Она своеобразная рекордсменка. Обычно на изготовление игрушки уходит от двух недель до месяца, но эту куклу Татьяна сшила всего за пять дней! Причина такой скорости — не прочитанное вовремя сообщение.

«Я очень редко пользуюсь электронной почтой, — рассказывает рукодельница, — А тут мне брат прислал на неё документы. Я зашла туда и увидела приглашение на конкурс. Оно висело уже три месяца, до окончания приёма работ оставалось совсем немного. Куклу, на которую у всех был запас времени, я шила пять дней».

Работа Татьяны была пятьсот восьмидесятой из присланных на конкурс. Но ни сжатые сроки, ни большая конкуренция не помешали ей занять второе место.

А первая «проба пера» будущей мастерицы состоялась лет пять назад: тогда она шила фигурки для благотворительного рождественского бала в Гвардейске. На ярмарке собирали деньги на подарки детям из малоимущих семей. Наступал год петуха, и женщина сделала тканевых птичек. Они так всем понравились, что Татьяне в итоге предложили выставить фигурки на продажу в магазине, где она работала. Так она и начала всерьёз заниматься авторскими игрушками.

Со временем маленьких зверят заменили масштабные куклы, которыми уже не украсить стеллажи уличных палаток. Самая крупная работа — это скульптура «Чудо-юдо рыба кит», она больше метра в длину. Сказочного персонажа из гипса и папье-маше Татьяна сделала в 2021 году для ежегодного фестиваля «Море внутри» в Светлогорске.

Надо было видеть, как мы его перевозили, как он сох у меня во дворе в деревне.

Люди ходили, думали, наверное: что она там делает?» — смеётся женщина.

А в 2022 году рукодельница смастерила композицию «Сны Алисы», по мотивам сказки Льюиса Кэролла. Сейчас эта скульптура выставлена в музее кукол в Зеленоградске.

И сапожник, и кукольный «окулист»

Почти все детали для игрушек Татьяна делает сама. Покупает она только деревянные суставы и подставки. «Получается, что я и сапожник, и отливщик глаз», — смеётся мастерица. Ручная работа — даже розы на шапке одной из тканевых девочек.

Целая коробка отведена под материалы для кукольной обуви. Там хранятся кожа, инструменты, клей и колодки. Изготовление миниатюрных ботиночек почти ничем не отличается от создания обычных, человечьих: кроятся детали из натуральной замши, натягиваются на колодку. Когда кожа высыхает, обувку прошивают. Самые маленькие туфельки, сделанные Татьяной, были размером всего 2,5 сантиметра.

Но сложнее всего, по её словам, создать голову куклы. Сначала мастерица набивает заготовку шерстью, придает объём иглами для валяния и делает разметку. Получившийся шарик она в шутку называет гуманоидом.

Какой будет внешность игрушки, Татьяна решает в процессе работы. «Куклы никогда не выходят одинаковыми, и нельзя загадать, какими они будут!» — рассказывает женщина. Лица она может переделывать по нескольку раз: важно правильно выстроить симметрию.

«У меня очень долго не получались носы и губы. Это была трагедия! А сейчас вот уже человеческие», — радуется мастерица.

Иногда приходится менять уже подготовленные детали. Например, мальчик-эльф лишился своих голубых глаз. Взамен конопатый получил новые — ярко-зеленые, поворотные.

Волосы тоже красят в несколько этапов. Иногда умелица заказывает прядки из верблюжьей шерсти, но зачастую для прически используется мех ангорских коз. Чтобы его цвет был насыщенным, одного окрашивания недостаточно. Есть и другие нюансы. Аромат необработанной шерсти — не из приятных.

Она пахнет козлятиной. Когда мне посылки на почту приходят, девчонки говорят, забирай быстрее!» — улыбается Татьяна.

Перед покраской она тщательно промывает и вычесывает будущие парики. В процессе запах уходит, а сама шерсть становится похожей на копну обычных волос.

Диковинка для иностранцев

Справа от рабочего места, на втором столе, собрались вязаные игрушки. Впереди красуются кот Матроскин, собака Шарик и телёнок Гаврюша. Когда-то целую братию зверят из пряжи у Татьяны забрали за границу.

«В Калининграде у нас был магазин, где торговали работами местных мастеров. Там были туристы, товары хорошо продавались. А у меня была серия вязаных игрушек по мультфильму «Ёжик в тумане». Вот я всю эту компанию туда привезла. И мужчина из какой-то англоязычной страны сразу же их забрал. Мы даже не выставляли игрушки на витрину», — вспоминает мастерица.

С тех пор работы Татьяны увозили в Норвегию, Польшу, Германию. Почти живые со своими искусно вышитыми личиками, яркими, порой вручную расписанными глазами, игрушки становятся диковинкой для иностранцев.

«Давай порукодельничаем!»

Над вязаными игрушками висят полки. На них, среди множества книг и безделушек стоит сказочный домик-светильник из папье-маше. В шкафу спрятан ещё один такой же, пока недоделанный, — в виде большого белого гриба. Эти поделки калининградка мастерит вместе с племянником.

Он когда ко мне приезжает, сразу говорит: давай порукодельничаем!» — рассказывает женщина.

Раньше Горгун проводила и мастер-классы для ребят. Чтобы сделать игрушку, к ней приходили в музей истории и культуры гвардейского округа и в ЦКиД. Иногда занятия проходили и на дому.

А вот делиться опытом с другими мастерами она пока не готова. И не потому, что боится раскрыть профессиональные секреты. Напротив: утверждает, что самой стоит ещё многому научиться.

«Я перфекционист, то есть там, где вы скажете, что это вау, шикарно, я буду ковырять и находить недостатки», — объясняет умелица.

Поэтому Татьяна, несмотря даже на своё портновское образование, считает, что до идеала её куклам ещё далеко. «Нужно делать хорошо!» — с таким девизом мастерица берёт всё больше уроков по изготовлению игрушек. И каждый новый персонаж приносит ей радость.

Кому-то работа иголкой кажется монотонной, а для неё она — лучшее успокоительное. Шитьё спасает от беспокойных мыслей, помогает отвлечься от проблем. «Люди сейчас многие нервные. А надо чем-то занимать себя. Вот я и занимаюсь», — объясняет кукольница.

Коллекция Барби стала лекарством от депрессии для калининградки, попавшей в онкобольницу.