В Горках впервые за сто лет покажут кино и расскажут о любимых фильмах Ленина

После смерти Владимира Ленина кино в усадьбе Горки не демонстрировалось 101 год, и вот теперь, 21 января, в день памяти вождя, киноистория возобновляется. В парадной гостиной зрители увидят новую документальную ленту Алексея Ханютина "Вечно живой". В этот же день в музее-заповеднике "Горки Ленинские" начнет работу выставка "Кино и революция".

В Горках покажут кино «Вечно живой» и расскажут о любимых фильмах Ленина
© Российская Газета

Но пойдем по порядку. О чем кино? По словам режиссера, это исследование современного состояния монументальной ленинианы.

«В советское время на территории СССР было установлено более 30 тысяч памятников Ленину, — говорит Ханютин. — Их старались ставить в местах, где Ильич мог "видеть", как выполняются его заветы: работают фабрики и заводы, улучшается быт рабочих, идет успешное построение социализма в целом. В свою очередь присутствие Ленина оказывало благотворное влияние на окружающую территорию. Около монументов разбивали клумбы, расставляли флаги и высаживали голубые ели. Это были своего рода "временные порталы", которые вели людей в коммунистическое завтра. В своем фильме мы постарались показать, как теперь выглядят эти "островки будущего"? Что открывается взору Ленина сегодня? Как относятся к Ленину потомки строителей коммунизма?»

Почему история с памятниками Ленину заинтересовала режиссера, понятно, она с самого начала наполнена драматургией. Ведь, как рассказывают в музее-заповеднике, декрет Совнаркома "О памятниках Республики" был принят уже весной 1918 года, то есть после революции прошло немного времени, и новому руководству страны предстояло решить еще немало политических и социальных вопросов. Но снести памятники героям прошлого и поставить на их место героев современных - цель, которая, по мнению властей, требовала немедленного воплощения. Уже к 1 мая 1918 года были "поставлены первые модели новых памятников на суд масс".

«По воспоминаниям Луначарского, Ленин позаимствовал идею украшения городов у итальянского философа-утописта Томазо Кампанеллы, — отмечает директор музея-заповедника "Горки Ленинские" Евгений Сарамуд. — Позже, как мы знаем, часть памятников ждала трагическая судьба».

В музее-заповеднике есть целая аллея "сброшенных с парохода современности" памятников Ленину, поэтому весьма символично, что премьерный показ фильма Алексея Ханютина состоится именно в Горках.

Что же касается выставки "Кино и революция", то здесь также есть, о чем задуматься. Один из экспонатов - киноаппарат французской фирмы "PATHE Freres". Это уникальный технический образец, встретить который в музейных коллекциях России сегодня почти невозможно. Он был приобретён последней владелицей усадьбы Горки Зинаидой Морозовой-Рейнбот в 1912 году в Московском отделении фирмы на Кузнецком мосту.

Ленин, занявший Горки в 1918 году, "не брезговал" пользоваться киноустановкой, доставшейся ему в наследство от буржуйки Морозовой-Рейнбот. Предпочитал он, рассказывают кураторы выставки, отечественный кинематограф, например, Ильичу очень нравилась антирелигиозная картина "Чудотворец". И один из любимых фильмов - "Красные дьяволята" - первая, ещё немая, версия всем нам знакомых "Неуловимых мстителей".

О том, как Ленин любил кино, говорит и тот факт, что в январе 1924 года, то есть когда вождь уже умирал, Госкино передало для демонстрации в Горках более 20 фильмов. Фильмы были немые как российского производства, в том числе первые советские ленты, так и зарубежные: "Комбриг Иванов" (1922 г.), "Канцлер и слесарь", "Малыш" с Чарли Чаплиным.

Один из ярких сюжетов выставки - кто и как снимал кино в Горках уже после смерти Ленина. Всего за последний век здесь побывали съемочные группы более 300 кинокартин. Одна из них "Три песни о Ленине", снятая в 1934 году режиссером Дзигой Вертовым. Он приехал с камерой ещё не в музей, а в дом, занимаемый семьей Ульяновых. Картина получила приз Венецианского фестиваля, а для зрителей фильма в Москве перекрывали улицы.

Кстати

В 2024 году музей-заповедник "Горки Ленинские" открыл первый в регионе летний музейный кинотеатр под открытым небом "Киносад". Показы предварялись вступительным словом создателей кинолент и встречами со зрителями в формате "Товарищ кино".