Путь Федерико Феллини. Почему режиссер "косил" от армии и за что получил пять "Оскаров"

Федерико Феллини (Federico Fellini) — один из главных мастеров в истории мирового кинематографа. При этом, кажется, его биографию можно назвать подтверждением фразы "от судьбы не уйдешь": благодаря случайному знакомству вошел в кино и, не имея профильного образования, стал великим режиссером, а еще встретил любовь всей своей жизни между эфирами на радио. Он создавал свои фильмы из воспоминаний о детстве, фантазий и переживаний, а они оказались революционными для кино. Вспоминаем, как и почему Федерико Феллини стал обладателем пяти премий "Оскар", других престижных наград и миллионов зрительских сердец.

Как сложилась жизнь и карьера режиссера Федерико Феллини
© globallookpress.com

Детские впечатления

Федерико Феллини родился в 1920 году в Римини, итальянском городе на берегу Адриатического моря. Его отец Урбано Феллини работал торговым представителем, мать Ида Барбиани была домохозяйкой и воспитывала детей (у Федерико были младшие брат и сестра). 

Одним из наиболее ярких событий детства для Феллини стал поход в цирк. Представление произвело на Федерико неизгладимое впечатление. Выразилось оно в том, что в детстве он устраивал дома спектакли — мастерил маски и кукол, шил костюмы и однажды даже сбежал на пару дней из дома с бродячей труппой, а когда стал режиссером, сделал тему цирка одной из ключевых для своего творчества. Редкий его фильм обходится без цирковой, карнавальной или подчеркнуто театральной атмосферы, появления клоунов, артистов или чудаковатых личностей.

 

На дальнейшее творчество Феллини наложило отпечаток и детство у моря: многие важные в его картинах сцены разворачиваются на пляже или у воды — подтверждение тому можно найти, посмотрев "Сладкую жизнь", "8 с половиной" или "Дорогу". 

Десяток подработок и прятки от военкомата

К сфере кино Федерико Феллини подбирался довольно долго. Он окончил католическую школу при монастыре, в 17 лет переехал во Флоренцию — учиться на репортера, параллельно работал художником-карикатуристом. Спустя пару лет он поступил на юридический факультет Римского университета — перебрался в столицу Италии, но занятия посещал редко: зачисление было необходимо ему, чтобы получить отсрочку от армии.

Феллини не хотел становиться одним из солдат Муссолини и использовал разные способы, чтобы уклониться. В годы Второй мировой войны он симулировал болезни и подкупал врачей, а сам продолжал работать — карикатуристом, журналистом, оформителем витрин, даже страховым агентом. Он делал рисунки для газет и журналов, писал тексты для рекламы, варьете и небольших радиопостановок. Денег все равно не хватало, и Феллини снимал жилье рядом с вокзалом, где его соседями были нелегалы, маргиналы, проститутки (такие колоритные персонажи в будущем тоже неоднократно появлялись в его фильмах).

Также Федерико публиковался в популярном сатирическом журнале "Марк Аврелий", в котором были напечатаны сотни его произведений. Это стало для Феллини трамплином — в 1943-м его пригласили сделать юмористическую передачу на римском радио: и он придумал своего рода скетч-шоу, цикл забавных сценок о буднях влюбленных Чико и Полины.

Любовь на всю жизнь

Среди тех, кто озвучивал написанные Феллини истории, была начинающая актриса Джульетта Мазина. Феллини влюбился в нее, как только увидел. В том же году они поженились, а через несколько недель после свадьбы Джульетта забеременела, но из-за случайной травмы у нее случился выкидыш. Весной 1945-го у пары родился сын, но и он умер спустя пару недель. Больше детей у Мазины и Феллини не было. 

Их отношения эта череда несчастий не подорвала — актриса и режиссер провели вместе полвека, и Джульетта лишь на год пережила своего мужа.

Она всегда была для него другом, музой и снялась во многих его фильмах.

"С ней я ступил на особую территорию, которая стала моей жизнью, территорию, которую без нее я, возможно, никогда бы не открыл. Я познакомился с ней, когда ее назначили на главную роль в моей радиопостановке, а она стала звездой всей моей жизни", — говорил Феллини.

Звездный старт

В 1944 году Феллини встретился с режиссером Роберто Росселлини — по легенде, тот купил у него шарж, так и завязалось знакомство. Росселлини в тот период вынашивал идею фильма "Рим, открытый город". Феллини подключился к написанию сценария и стал ассистентом Роберто. Картина о последних месяцах оккупации Рима вышла в 1945 году, получила номинацию на "Оскар" за лучший сценарий и Гран-при в Канне. Феллини сразу же обрел известность как сценарист, а сам фильм со временем окрестили точкой отсчета итальянского неореализма. 

После Федерико Феллини написал сценарии еще для нескольких фильмов, в том числе и для картин Росселлини (и даже сыграл в его драме "Любовь" (1948)). А в 1950 году дебютировал как режиссер — в соавторстве с Альберто Латтуадой снял музыкальную мелодраму "Огни варьете". Одну из центральных ролей в его первом фильме — о кочующей провинциальной труппе — сыграла Джульетта Мазина

Поиск стиля

Уже третий полнометражный фильм — "Маменькины сынки" (1953) — принес Федерико главный приз Венецианского кинофестиваля. Это же первая работа режиссера, в которой заметны автобиографические мотивы: в центре истории — пять парней, которые выросли в небольшом приморском городе и мечтают, но не решаются из него уехать. Одного из персонажей даже сыграл брат Федерико — Риккардо. 

Мировую известность Феллини принесли драмы "Дорога" (1954) и "Ночи Кабирии" (1957). В обеих картинах главные роли сыграла Джульетта Мазина: в первой она появилась в образе чудаковатой циркачки Джельсомины, на чью долю выпадают испытания; во второй — проститутки, которая, несмотря на свою профессию, остается наивным, добрым человеком, надеется встретить любовь и начать новую жизнь. Оба фильма получили премии "Оскар" как лучшие на иностранном языке. 

Сладкая жизнь

С тех пор как Федерико Феллини взял два "Оскара" подряд, премьера каждой его новой картины становилась событием: его фильмы отличались от того, что снимали другие режиссеры в 1950–1960-х годах. Их особенностью был парадокс — сплетение реального и сновидческого, низкого и высокого, будничного и фантастического. Большинство героев Феллини были современниками зрителей, и их поступки были понятны, но их образы все равно казались сказочными — благодаря тщательной работе мастера с деталями, его богатой фантазии и особенному юмору.

Парадоксальной была и реакция на некоторые работы Феллини. "Сладкая жизнь" (1960) — культовый фильм XX века: он получил "Золотую ветвь" Каннского кинофестиваля, "Оскар" за лучшие костюмы, обрел миллионы поклонников и вечную прописку во всевозможных рейтингах. При этом премьера ленты сопровождалась скандалами: картину осудил Ватикан, на фасадах католических церквей вывешивали фотографии Феллини с просьбой помолиться за душу грешника. После этого правительство Италии запретило прокат "Сладкой жизни" на несколько месяцев (а в Испании этот фильм оставался запрещенным целых 15 лет). 

Наполненный гедонизмом и роскошью фильм о беспечной жизни богемы, проводником в которую становится журналист Марчелло Рубини (Марчелло Мастроянни), священники называли безбожным. Но запреты лишь подогревали интерес зрителей — в итоге проект стал самым кассовым в фильмографии Феллини. Кстати, именно благодаря этой работе в обиход вошло слово "папарацци" — оно стало нарицательным благодаря фамилии одного из героев, фотографа Папараццо. 

Расцвет карьеры

Несмотря на то что в тот период Федерико Феллини оставался одной из главных звезд в кинематографе, изначально работа над фильмом "8 с половиной" давалась ему тяжело — вместо сценария он даже начал писать покаянное письмо продюсерам об уходе. Затем собрался, понял, что не может оставить без работы съемочную группу, и решил направить свою рефлексию в созидательное русло.

Переживания мастера стали топливом и легли в основу сюжета. Драма рассказывает об успешном режиссере Гвидо Ансельми, который сталкивается с духовным и творческим кризисом и погружается в воспоминания и фантазии. Главную роль вновь сыграл Марчелло Мастроянни (в общей сложности у актера и режиссера шесть совместных работ). 

Практически весь фильм Феллини посвятил внутреннему состоянию героя, представил на экране поток сознания — по сути, зрителям дали возможность забраться в голову режиссера и понять, что чувствует творческий человек, когда не может подобрать слов, чтобы выразить себя. При этом Феллини сделал виртуозный монтаж, который гармонично объединял разнородные временные и смысловые пласты — "настоящее" и "прошлое" Гвидо, его "вымышленное" и "внешнее". Такие концепция и форма были инновационными для кинематографа — тогда критики заговорили о том, что Феллини сделал прорыв в кинематографе, изобрел новый язык. 

Выросшую из кризиса драму считают главным творением Феллини — картина получила две премии "Оскар" и стала культовой. Российская премьера состоялась в 1963-м на Московском международном кинофестивале, на котором фильм взял главный приз. Благодаря смотру режиссер и Джульетта Мазина впервые посетили Советский Союз. 

Другие фильмы Федерико Феллини

В 1966 году копилка наград Феллини пополнилась "Золотым глобусом" — за фильм "Джульетта и духи". Нередко эту картину называют "женской версией" "8 с половиной". История строится вокруг переживаний, фантазий и размышлений главной героини — синьоры Джульетты, которая переживает сложный период в отношениях с мужем. Главную роль сыграла Джульетта Мазина, при этом работа над лентой вновь шла не так уж гладко. На съемках супруга режиссера уверяла его, что тому не удается правильно отразить женские мысли и чувства, вмешивалась в сценарий. Федерико считал это капризами, настаивал на своем и лишь после премьеры, получив прохладную критику, понял, что нужно было внимательнее прислушиваться к предложениям жены. 

В 1960-х он выпустил еще несколько работ: вновь вернулся к детским впечатлениям о цирке и Римини в фильме "Клоуны" (1970), признался в любви столице картиной "Рим" (1972). Большой успех ждал его трагикомедию "Амаркорд" (1973) — она принесла Федерико Феллини четвертый "Оскар". Название фильма созвучно фразе "Я вспо­ми­наю" (Io mi ricordo), произнесенной на диалекте, распространенном в Римини. По сути, в этой картине, сценарий для которой был создан совместно с другим уроженцем Римини — поэтом и писателем Тонино Гуэрро, Феллини рассказал историю о своей юности, друзьях детства, семье и родном городе. 

Поздние годы

В 1970-х и 1980-х Феллини продолжал стабильно выпускать фильмы, но повторить успех предыдущих его новым работам не удавалось. В тот период были созданы "Казанова Феллини" (1976), "Репетиция оркестра" (1978), "Джинджер и Фред" (1985) и другие картины. 

Последний фильмы Федерико Феллини — "Голос луны" (1990) — рассказывает о поэтичном и немного безумном лунатике Иво, который гуляет по ночам, оказываясь в различных неподходящих местах. В 1993 году режиссера наградили почетным "Оскаром" за вклад в киноискусство. 

30 октября Федерико и Джульетта Мазина собирались отпраздновать золотую свадьбу, но за несколько дней до этого Феллини положили в больницу с инсультом. 31 октября — спустя 50 лет и 1 день после свадьбы с Джульеттой — Федерико Феллини скончался. Режиссеру было 73 года. Его уход стал трагедией для всей Италии — в день похорон в Риме было остановлено движение, так как многотысячная толпа хотела проститься с режиссером и сопровождала кортеж. Несмотря на то что большую часть жизни Феллини провел в столице, похоронен он в родном Римини. ​​​​​