Корреспонденты "РГ" встретились с Денисом Мацуевым в его родном Иркутске

Корреспонденты "Российской газеты" встретились с Денисом Мацуевым в его родном Иркутске. И узнали, почему он однажды играл не во фраке, а в спецодежде нефтяников. Что его спасает от невзгод, плохого настроения и недосыпа? А еще о его мечте: чтобы в школах изменилось отношение к урокам музыки, а в Иркутске построили полноценный концертный зал.

Корреспонденты "РГ" встретились с Денисом Мацуевым в его родном Иркутске
© Российская Газета

Здесь моя родина

В январе на ТВ стартовал документальный проект "Вспомнить всё" - цикл передач о людях с яркой судьбой. Первый выпуск посвящен вам. Его снимали в Иркутске. Чем вам особенно дорог этот город?

Денис Мацуев: Мне всегда очень хорошо в Иркутске. Я живу здесь в своей квартире и всегда чувствую себя дома, чувствую связь с родиной. Магнетическая тяга к городу остается во мне, и, уверен, никогда не пройдет, несмотря на то, что я, к сожалению, бываю здесь реже, чем мне хотелось бы.

Ваш график расписан на несколько лет вперед. Как вам удается выдерживать такой ритм?

Денис Мацуев: Я живу так уже почти 30 лет. И чем больше у меня концертов, тем мне легче, потому что сцена обладает уникальным терапевтически-энергетическим эффектом.

Если ты отдаешься залу, взамен идет мощный поток энергии. Мы, музыканты, счастливые люди. Диалог с публикой - это спасение от невзгод, плохого настроения, недосыпа, перемены часовых поясов. Бывает, летишь почти сутки, и тебе надо с самолета прямиком на концерт, где собрались три тысячи зрителей, которые понятия не имеют, что ты недавно приземлился, а еще вчера - играл на другом конце света. И моя задача - сделать так, чтобы люди об этом не догадались.

И как вы восстанавливаетесь?

Денис Мацуев: В Иркутске у меня один способ: баня! Мы идем с артистами-участниками фестиваля "Звезды на Байкале" в баню, а потом ныряем в Байкал. Каждый, кто приезжает на фестиваль, не избегает этого ритуала. Конечно, ни один нормальный иркутянин не будет нырять в Байкал осенью. Но в нашей компании за все годы никто ни разу от этой традиции не отказался и при этом, заметьте, никто ни разу не заболел.

Звезды на Байкале и не только

Вы бессменный организатор и вдохновитель "Звезд на Байкале" почти 20 лет. Почему этот проект так важен для вас?

Денис Мацуев: Никогда не забуду, как мы с Владимиром Шагиным придумали этот фестиваль в 2004 году. И в Иркутск приехали легенды: и Спиваков, и Образцова, и Гродберг, и Темирканов, и Башмет, и Гаранян. Это было невероятно просто!

Я тогда воспользовался своими знакомствами, мы много раз играли вместе, и никто не отказал - да и сейчас так происходит. За время существования фестиваля иркутяне увидели и услышали практически всех мировых звезд классической музыки!

Я хочу, чтобы "Звезды на Байкале" стали визитной карточкой Иркутска, и помогаю, чем могу. Надеюсь, что удастся реализовать нашу давнюю мечту - построить в городе полноценный концертный зал, он нужен, как воздух. Да, Музыкальный театр, который радушно принимает "Звезд на Байкале", наш второй дом. Но он не приспособлен для классических концертов, зрители не ощущают здесь уникальных обертонов, флюидов, на химическом уровне. Хочу, чтобы у иркутян была возможность ходить не только на концерты в рамках нашего фестиваля. Это же всего две недели в году. Вот мы уехали - и что дальше?

Вы говорили, что хотите развивать фестиваль вглубь Иркутской области. Есть уже мысли на этот счет, планы?

Денис Мацуев: В 2024 году мы сделали в этом направлении первый шаг - организовали концерт на строительной площадке в Усть-Куте, несмотря на экстремальные условия.

Многие артисты никогда бы не согласились выступать в такой обстановке. Open-air - это всегда лотерея. Погода была непредсказуемая. Мы прилетели с задержкой. Но как только начали играть, выглянуло солнце. Просто чудо какое-то! А какая душевная там оказалась публика! Я вообще никогда не ранжирую зрителей, для меня все равны, будь то меломаны, держатели абонементов филармонии или жители северного городка, не искушенные академическими концертами. Для всех выкладываюсь по полной.

Кстати, тогда впервые в жизни я играл не во фраке, а в спецодежде нефтяников - в ней комфортно. Но ледяной ветер все же сказался: на следующий день я подошел к роялю и…не смог сыграть ни ноты. А на завтра у меня была запланирована премьера восьмой сонаты Прокофьева, которую я никогда до этого не играл, а также трио Чайковского со Стефанией Поспехиной и Александром Раммом, это такое часовое покорение Эвереста, безумно сложное физически.

Слава Богу, у нас отличные банщики - быстро привели меня в порядок. Хорошо то, что хорошо заканчивается, я безумно рад, что состоялся этот северный вояж, и благодарю ребят, которые прилетели со мной. У нас получился отличный джаз-бенд с джазовыми импровизациями на классические темы.

Такого нет ни в Вене, ни в Берлине

Как вы считаете, растет ли у публики интерес к классической музыке?

Денис Мацуев: Наша задача - сделать так, чтобы как можно больше молодых лиц появлялось в концертных залах, расширять границы классической музыки. Мы этим занимаемся уже 25 лет и небезуспешно.

Если бы вы заглянули в зал Иркутского Музыкального театра, когда маэстро Спиваков играл прощальную симфонию Гайдна, то увидели бы, что половина зрителей - это молодые люди. Такого нет ни в Вене, ни в Берлине, ни в Нью-Йорке. Это наше достижение, только останавливаться на нем нельзя. Развитие региона в культурном плане - это следующий этап. Мы будем делать все возможное, чтобы звездные солисты, которые посещают Иркутск во время фестивалей, приезжали и в течение года, чтобы публика не находилась "на голодном пайке".

Как, на ваш взгляд, можно взрастить любовь к классической музыке?

Денис Мацуев: Есть обывательское мнение о том, что классическая музыка - это сложно, долго, особенно учитывая тот темпоритм, в котором живет современная молодежь.

Речь уже даже не о клиповом сознании - о тик-токовом. По статистике, ребята не концентрируют свое внимание на чем-то одном более минуты. Это, конечно, никуда не годится, нужна отдельная стратегия по привлечению юной публики в концертные залы. Тут на помощь должны прийти СМИ, интернет, познавательно-недушные лекции - надо писать, снимать и рассказывать об академической музыке интересно, ярко, молодежно, чтобы невозможно было оторваться (посмотрите соцсети "Звезд на Байкале"!).

К счастью, у нас есть замечательные конкурсы молодых исполнителей - Grand Piano Competition, "Синяя птица", благодаря которым на отечественном телевидении звучит-таки классическая музыка в исполнении фантастических детей. Эти трансляции смотрят миллионы людей по всему миру. Особенно это интересно детям, ведь на экране - их сверстники, обладающие завораживающими способностями.

К каждому таланту нужен свой подход

Фонд "Новые имена", который когда-то заметил вас, и сейчас продолжает открывать таланты. Как гении появляются там, где нет совершенно никаких условий для развития?

Денис Мацуев: Это настоящее чудо, правда. Наверное, какой-то загадочный культурный код.

Я очень хочу, чтобы в общеобразовательных школах изменилось отношение к урокам музыки, чтобы появились стандарты обучения. Каждый ребенок, по моему глубокому убеждению, наравне с буквами и цифрами должен познакомиться с нотным станом.

Важно правильно, нескучно подать предмет, заинтересовать ребят. Музыка невероятно развивает мозг - об этом постоянно говорит в том числе доктор филологии и биологии, профессор Татьяна Черниговская.

А как понять, что у ребенка настоящий талант?

Денис Мацуев: Если ребенок по-настоящему увлечется музыкой, то рано или поздно проявятся и абсолютный слух, и чувство ритма, и чистота голоса, и тяга к конкретному инструменту.

Конечно, нужно проконсультироваться с педагогом, который сможет объективно оценить способности ребенка. Если говорить обо мне, то я, на самом деле, ленивый. Ну, точнее, никогда не занимался сутками напролет. Мне повезло с родителями: они знали мои возможности, с учетом которых и определяли, сколько мне нужно заниматься. Я не играл гаммы, не оттачивал технику, на что обычно уходит очень много времени, а сразу занимался именно музыкой.

Успех в триумвирате: ребенок - педагог - родители. При этом нет универсальных схем и формул, это тонкая субстанция: к каждому таланту нужен свой подход и наставник.

В темпе "Мацуиссимо"

Что бы вам хотелось еще успеть?

Денис Мацуев: Я много произведений еще хочу сыграть - репертуар пианиста настолько многогранен! В прошлом году моей личной победой стала премьера восьмой, военной, сонаты Прокофьева в Иркутске, это начало большого романа с гениальной музыкой, к которой я шел 10 лет.

В этом году у меня грядет круглая дата. В темпе "Мацуиссимо" все пролетает! Это, кстати, новый запатентованный самый быстрый темп (ранее был "Prestissimo" - со скоростью пульсации при исполнении +/- 210 ударов в минуту).

В прошлом году в Иркутске я встречался с одноклассниками. Они мне показали фотографию, когда я пошел в первый класс… И я осознал, что это было 42 года назад! Немного грустно стало, но обороты сбавлять мы не собираемся.