"Лев Толстой русской живописи" и беспощадный художник. К 160-летию Валентина Серова
Валентин Серов (1865 - 1911) прожил относительно недолгую жизнь, скончавшись всего лишь в 46 лет от сердечного приступа. Он был сыном довольно известного композитора Александра Серова, к которому благоволил сам Александр II. В раннем детстве, после скоропостижной смерти отца, маленький Валя вместе с матерью Валентиной Семёновной уехал в Париж, где делал свои первые шаги на поприще живописи под руководством самого Ильи Репина – тогда ещё относительно молодого художника, но уже прославившегося своим шедевром "Бурлаки на Волге". Репин первым оценил попавшее к нему в руки юное дарование, а впоследствии стал его добрым другом и наставником на всю оставшуюся жизнь, помогая становлению будущего мастера. В том числе по протекции Репина Серов поступил в знаменитую Академию художеств. И уже первая серьёзная работа Серова – "Портрет Веры Мамонтовой", больше известная как "Девочка с персиками", написанная им в 22 года, стала его magnum opus и выдала в нём незаурядного, даже гениального художника. К слову, натурщицей для этого легендарного полотна выступила 12-летняя на тот момент Вера Мамонтова, дочь известного мецената Саввы Мамонтова, в семью которого художник был вхож с юных лет. Как известно, судьба "девочки с персиками" сложилась трагически – она умерла в 1907 году, в возрасте 32 лет, от воспаления лёгких. В следующем, 1888 году, из-под кисти Серова вышла ещё одна картина, обессмертившая его имя – "Девушка, освещённая солнцем". На ней изображена двоюродная сестра мастера, Мария Симонович, которая позировала ему целых три месяца, а затем не выдержала и сбежала в Петербург. Но её портрет к тому времени в общих чертах уже был окончен. Медлительность работы Серова среди современников вообще вошла в легенды. Этой чертой он отличался ещё в юношеские годы, и в дальнейшем, когда Серов стал уже общепризнанным портретистом № 1, она по-прежнему была неотъемлемым атрибутом его стиля: художник любил подолгу и кропотливо выбирать фон для своей картины, заставлять своих моделей принимать различные позы, искать лучший ракурс и т.д. Из-за этого, к слову, многие знатные особы не слишком любили позировать Серову. Но дело было не только в утомительности многочисленных и долгих сеансов – Серов также был известен тем, что не льстит своим натурщикам, и, если они ему чем-то не понравились, вполне может изобразить их в неприглядном или шаржированном виде. При этом Серов не придумывал ничего от себя, а просто раскрывал не самые лучшие качества, заложенные в самих людях и часто проявлявшиеся у них в процессе изнурительного позирования. Именно за эту способность Серова проникать вглубь человеческой личности, во внутренний мир человека его и сравнивали со Львом Толстым. Кроме того, художник отличался весьма крутым нравом, ни перед кем не угодничал и всегда поступал так, как считал нужным, что, вполне естественно, подчас провоцировало неприятные ситуации и даже скандалы. Налёт скандальности, так вышло, сопутствовал Серову по жизни. Один из самых громких из них связан с портретом известной балерины Иды Рубинштейн, которого современники в массе своей не оценили, а, напротив, критиковали за "декадентщину" и "уродство". Портрет Иды Рубинштейн. Все репродукции картин - фото из открытых источников. Талант Серова уже в ранней молодости мало у кого вызывал сомнения. Среди его почитателей был не только наставник художника Репин, но и Павел Третьяков, приобретший для своей галереи несколько работ мастера – правда, по довольно скромной цене. Так, за "Девушку, освещённую солнцем" Третьяков заплатил Серову всего триста рублей. Правда, и художник тогда был ещё молодым и сравнительно малоизвестным, хоть и с очевидным талантом. "Большая дорога лежит перед этим художником" – так сказал о Серове Третьяков, и этот прогноз знавшего толк в искусстве Павла Михайловича полностью сбылся. По большому счёту, и портретистом Валентин Серов стал именно из-за стеснённых финансовых обстоятельств. На этом поприще ему удалось несколько поправить своё положение и, главное, снискать репутацию первоклассного и модного художника. Кисти Серова принадлежат портреты многочисленных членов высшего общества того времени. Многие представители тогдашнего российского beau monde считали необходимым иметь собственный портрет, и, среди прочих, нередко обращались и к Серову, несмотря на все его недостатки. Например, Серов писал портрет княжеской семьи Юсуповых – наиболее известны среди них портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой и князя Феликса Юсупова, прославившегося убийством Григория Распутина. Портрет Зинаиды Юсуповой. Возвращаясь к теме скандалов, зачастую они были связаны именно с портретной работой мастера. Самыми громкими получились два из них. В 1892 году Лев Толстой заказал Серову написать портрет своей жены Софьи Андреевны. Работа по обыкновению продвигалась медленно и тяжело, но промежуточными результатами графиня, как можно понять из её писем, была в целом довольна. А вот по завершении портрета она нашла его не слишком похожим на себя и, кроме того, возмутилась тем, что Серов попросил гонорар, превышавший изначально условленный. В результате Серов рассорился с семейством Толстых и порвал с ними отношения. Портрет же Софьи Андреевны хранится в Музее-усадьбе "Ясная Поляна". Второй скандал связан с портретом Николая II. Серов ещё с начала 1890-х годов был близок ко двору – в тот период ему был заказан большой портрет Александра III с семейством. В начале 1900-х годов Серов был приглашён писать отдельный портрет Николая II. Художник написал несколько портретов императора, но с одним из них вышла неприятная история: во время позирования рядом оказалась императрица Александра Фёдоровна, и когда Серов заявил о завершении работы, императрица будто бы попросила его кое-что исправить. В ответ художник протянул кисть царице и предложил ей закончить портрет самой, после чего демонстративно покинул дворец, несмотря на извинения императора. Портрет императора Николая II. Валентин Серов прожил недолгую жизнь, но за отпущенное ему время успел сделать довольно много, а его творческое наследие необыкновенно богато как по количеству работ, так и их художественным достоинствам. Современники мастера смогли оценить его в полной мере на посмертной выставке живописца, состоявшейся в 1914 году. Именно тогда и стало совершенно ясно, какого гения потеряло российское искусство.