Кто стал победителем конкурса вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмавы

На протяжении почти двух недель в стенах Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко проходил Международный конкурс вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмавы.

Кто стал победителем конкурса вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмавы
© Российская Газета

Конкурс открывает широкой публике новые имена: юные артисты, только начинающие свой творческий путь, получают возможность заявить о себе, а состоявшиеся солисты театров стараются не останавливаться на достигнутом и, выходя из статуса подмастерья, покоряют новые вершины.

Первые два тура у вокалистов проходили в сопровождении фортепиано, третий прошел вместе с оркестром театра, а в программе были две арии - из русской оперы и из зарубежной. Всего в финал прошли 16 вокалистов, вместо запланированных 12-ти.

В финале артисты на большой сцене остались один на один с залом, пытаясь обаять публику с первых нот. С поддержкой оркестра, знающего практически наизусть весь вокальный репертуар и играющего очень легко и просто, участники были гораздо увереннее на сцене. Очень чутко и оперативно жест Арифа Дадашева подтягивал вокалистов, не давая возможности расслабиться или сбить темп из-за волнения. Немногочисленная публика в зале очень чутко реагировала на конкурсантов, одних благодарили аристократическими овациями, а другие получали длительное браво от поклонников.

Удивительно, насколько разносторонне вокалисты раскрылись с оркестром, начиная с подбора репертуара. Ответственный выбор таит в себе много подводных камней. Казалось бы, артист и его наставник прекрасно знают технические данные и эмоциональную характеристику вокалиста, но неверный выбор сочинения может вскрыться лишь во время выступления, в этом вопросе конкурс исключением не стал.

Большую часть конкурсного репертуара составили незыблемые и полюбившиеся публике фрагменты из опер В. А. Моцарта, Дж. Россини, П. И. Чайковского, Дж. Верди, Ж. Массне, С. Рахманинова и других.

Открытиями для публики стали менее конкурсные, "показательные", номера, к примеру песня и частушки Варвары из оперы Родиона Щедрина "Не только любовь", блестяще исполненные Юлией Вакула (меццо-сопрано). Колоритно выглядела Полина Шароварова (меццо-сопрано), удачно выбрав себе арию Ромео из оперы "Капулетти и Монтекки" Винченцо Беллини и песню Леля из музыки к драме "Снегурочка" Петра Чайковского. В строгом брючном костюме она выстроила полноценный сценический образ, исполнив театральные фрагменты из спектаклей. Не менее впечатляющим было выступление единственного контратенора Ивана Бородилина: в его исполнении прозвучали Ария Пятницы из оперы "Робинзон Крузо" Оффенбаха и Речитатив и романс Ратмира из оперы "Руслан и Людмила" Глинки. Кроме редкого ангельского голоса стоит отметить отточенное мастерство, совершенный навык ровной мелодекламации и крепкую "дыхалку".

Интересным было прочтение русской музыки иностранными участниками. Хотя и артисты из бывших советских республик - Казахстана (Нургалым Аманбай, тенор) и Узбекистана (Худжаназар Джумаев, тенор) - знакомы с русской культурой, как с родной, их интерпретация отличалась некоторой свободой и свежестью. По случайному удивительному совпадению оба исполнили Арию Ленского - больше повторов в программе не было. Бархатные баритон (Анхбаяр Энхболд) и бас (Бат-Эрдэнэ Доржцэдэн) из Монголии поразили невероятными тембрами, мягко окутавшими зал. Ло Юдань (сопрано, Китай) на фоне остальных отличалась восточным звонким голосом, хотя Шамаханская царица из "Золотого петушка" Римского-Корсакова с орнаментальными фигурами не поддалась ей полностью. Из высоких женских голосов среди прочих поразили Карина Ховалыг и Елизавета Кулагина. Карина отличается поэтически воздушным голосом - давно Микаэла из "Кармена" Жоржа Бизе такой нежной не звучала. Елизавета, завершая к полуночи тяжелый затянувшийся конкурсный день, буквально разбудила зал своей блистательностью и яркостью. Речитатив, ария и кабалетта Энн Трулав из оперы "Похождения повесы" Игоря Стравинского (вещь не самая конкурсная, но и "не заезженная") прозвучала чудесно и броско.

Мелкие ошибки и недочеты были у всех, хотя у каждого из конкурсантов, бесспорно, есть и талант, и добротная школа. Между этими параметрами у некоторых артистов ощущался дисбаланс: то природному тембру не хватает внимания к деталям, к дикции, к интонации, к ровному звучанию, то при достойном образовании не хватает красок, оттого идеальное ученическое исполнение становится беспристрастно скучным, получая ровную заслуженную оценку "отлично". Но, несмотря на все погрешности, все финалисты, безусловно, лучшие.

Победители конкурса вокалистов:

Гран-при

Полина Шароварова, меццо-сопрано (Россия)

I премия

Самира Галимова, сопрано (Россия)

Юлия Вакула, меццо-сопрано (Россия)

II премия

Иван Бородулин, контратенор (Россия)

Евгений Бовыкин, баритон (Россия)

III премия

Элен Егиазарян, сопрано (Армения)

Елизавета Кулагина, сопрано (Россия)

Победители конкурса концертмейстеров:

I премия

Владимир Вишневский и Виталий Петров

II премия

Александр Анасенко

III премия

Александр Широков

Кстати

Конкурс Хиблы Герзмавы - новая академическая "фабрика звезд": в центре внимания - современное вокальное искусство.

Денежные премии для победителей внушительные: Гран-при - 2500000₽; I премия - 1500000 ₽; II премия - 1200000 ₽ (вокалисты) и 1000000 ₽ (концертмейстеры); III премия - 1000000 ₽ (вокалисты) и 800000 ₽ (концертмейстеры). Также победители конкурса вокалистов получат возможность выступить на сцене Генерального партнера (МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко), Большого театра России, Московского театра "Геликон-опера" или другого музыкального/оперного театра).

"Уроки с мастерами" для 15 вокалистов, не прошедших в основные очные туры, и 8 концертмейстеров, не прошедших в III тур, проведут члены жюри, в том числе Хосе Кура (аргентинский тенор, дирижер, композитор и продюсер), Кармен Санторо (дирижер, оперный коуч, художественный руководитель оперного фестиваля Belcanto в Японии) и другие.