Алексей Гуськов о "Злом городе": Это фильм о том, как важно стоять за свою землю
Меньше недели осталось до выхода в широкий прокат фильма Константина Буслова "Злой город". Масштабный проект рассказывает о подвиге жителей Козельска, которые в 1238 году в течение двух месяцев героически обороняли свой город от войск Батыя. Осада маленького городка на реке Жиздра обернулась для неприятеля гибелью лучших воинов, потерей времени и средств и навсегда испорченной репутацией - летописцы и путешественники еще во времена Батыя назвали события вокруг Козельска большим провалом хана.
Французский путешественник XIII века Плано Карпини, посещавший монгольские земли, упоминал, что ни до ни после этой осады не встречалось такого ожесточенного сопротивления.
Специально для съемок был выстроен древний город из натуральных материалов, включая цельное дерево. Было сооружено более 40 строений с полноценными улицами, и даже возведен деревянный мост через реку Жиздра, на котором происходят важные события фильма. Построили художники и монгольский стан Батыя из многочисленных юрт - с телегами, арбами, камнеметными машинами, стенобитными таранами, лестницами и всей прочей бытовой утварью того периода. В большом количестве были изготовлены луки, стрелы, мечи, щиты… Также для фильма было создано порядка 1000 оригинальных костюмов.
Режиссер Петр Буслов и главный художник ленты Сергей Февралев потратили месяцы на изучение истории древнего Козельска, встречались с археологами, которые работали на раскопках древнего города, вникали в тонкости изготовления оружия, архитектуры того времени… Кстати, выяснилось, что, вопреки представлениям о древнерусских городах, крепость Козельска была без башен, от врагов горожан защищали заграждения из клетей и округленные высокие валы.
Таким и увидят Козельск зрители "Злого города". Но, безусловно, блокбастером фильм делают не только декорации, но и актеры.
Главную роль - монаха, ставшего воином, - в фильме исполняет Алексей Гуськов. Перед премьерой актер рассказал "РГ" о нравственной линии своего героя и всего фильма в целом.
«Мой герой - монах, ставший воином. Поначалу он даже особо не вступает в диалоги с людьми. Но затем он собирает дружину, чтобы встать на защиту города, и мотивирует людей своим примером. В ситуации, когда город обречен, это единственно верный путь. Потому что людей невозможно заставить пожертвовать своей жизнью ради борьбы за правду или за веру. Они могут решить это только сами».
Актер предостерег зрителей и критиков от банальных трактовок "Злого города".
«Этот фильм - это не только о героях прошлого, но и о нас сегодняшних, — рассказал Гуськов. — Он про то, как важно стоять за своих близких, за свой дом, за свою землю. А главное - он о людях, которые, несмотря на страх и боль, остаются верными своим принципам».
Также Алексей Гуськов рассказал о той атмосфере, которую на съемочной площадке фильма создал режиссер Константин Буслов:
«Я увидел у Кости огромную амбицию. Он этой картиной что-то очень важное доказывал, и себе, и нам. Поэтому на площадке у него была абсолютная беспощадность к себе и очень большая требовательность. И этой амбиции на съемках хотелось соответствовать».
Фильм "Злой город" выйдет на экраны 30 января.
Прямая речь
Некоторые трюки на съемках фильма "Злой город" актеры выполняли сами. Алексей Гуськов - не исключение. Но это было не самое тяжелое, через что пришлось пройти артистам и массовке. Вот что об этом рассказал режиссер "Злого города" Константин Буслов:
«За год до съемок у всех актеров, включая Александра Метелкина, Леонелу Мантурову, Максима Белбородова, Владимира Любимцева, Алексея Шевченкова и Алексея Гуськова, началась подготовка к трюковым сценам, включая фехтование на мечах, топорах, копьях, верховую езду, драки и прочие элементы боев этого исторического периода. Мне, как режиссеру, да и постановщику трюков Константину Адаеву тоже было важно, чтобы актеры сами снимались в боевых сценах, минимизируя, в разумных пределах, участие каскадеров-дублеров. Все боевые сцены в фильме, естественно, были придуманы, разработаны и поставлены в зале, тщательно отрепетированы и сняты в виде превизов на этапе подготовки. Трюковые сцены с лошадьми мы также готовили и репетировали, отдельно. Этот трудный путь подготовки, безусловно, нам сильно помог во время съемок, хотя, надо сказать, на площадке все равно приходилось что-то менять - были тяжелейшие съемки, суровая, морозная и очень снежная зима, экспедиция, короткий съемочный день, востребованные актеры с их непростыми графиками и огромная массовка, которая все время жаловалась на холод».