Региональное кино набирает популярность у зрителей
Сохранение традиционных ценностей, популяризация института семьи, образ будущего России - это приоритетные темы для господдержки кино в 2025 году. Фонду кино планируется выделять в 2025-2027 годах по 7,6 млрд рублей. Государство также поддержит фильмы, посвященные традициям коренных малочисленных народов, развитию Дальнего Востока, Арктики и других регионов.
В последние годы кинопроизводство в регионах уверенно набирает обороты. Объем рибейтов (частичная компенсация затрат на кинопроизводство, которое проводилось в регионе) вырос почти на 10% - с 279 млн в 2023-м до 304 млн рублей в 2024 году. В результате все больше фильмов, снятых не в Москве или Санкт-Петербурге, становятся призерами престижных кинопремий, в том числе международных. Да и народное мнение не отстает: за последние два года в разделе Кинопоиска "Лучшие фильмы" больше половины картин снято в регионах.
Успех регионального кинематографа Миляуша Айтуганова, директор ГБУК РТ "Татаркино", связывает с пробуждением России с точки зрения производства контента: "Очень много кинематографистов в разных регионах страны начали снимать. Есть свежие идеи и темы, присутствует большой энтузиазм. В 2024 году в регионах снимать кино было дешевле, чем в Москве и в Санкт-Петербурге, поэтому многие с удовольствием приезжали сюда".
Среди регионов-лидеров по производству киноконтента выделяют Якутию (третья после Москвы и Санкт-Петербурга), Татарстан, Ярославль, Пермь, Башкирию и Чувашию. Самобытное, ни на что не похожее якутское кино покоряет мировые фестивали и в 2023 году даже претендовало на "Оскар" (короткометражка "Выход" якутских режиссеров Максима и Евгении Арбугаевых). В 2024 году в Якутии сборы киноиндустрии достигли рекордного уровня, составив свыше 160 миллионов рублей. Наибольшую прибыль принес фильм "Карина" режиссера Марианны Сиэгэн, который собрал более 52,5 миллиона рублей. Одно из главных событий 2024 года для якутского кинематографа - на втором фестивале актуального российского кино "Маяк" жюри отдало гран-при работе "Кончится лето" якутских режиссеров Максима Арбугаева и Владимира Мункуева.
На достигнутых успехах якутский кинематограф не собирается останавливаться. В прошлом году принят указ о развитии креативной экономики республики. Как рассказал "РГ" Афанасий Ноев, министр культуры и духовного развития региона, "Сахафильм", как ведущая государственная кинокомпания, приступает к важному этапу своего развития, основной целью которого является продвижение и дистрибуция якутского кино за пределами республики". Правительство РФ выделит 400 млн рублей на развитие киноиндустрии в Дальневосточном федеральном округе с использованием местной инфраструктуры. Об этом заявил премьер-министр России Михаил Мишустин.
Но не у всех региональных проектов получается выйти в масштабный прокат и найти своего зрителя. Основная сложность в отсутствии постоянного финансирования со стороны государства, отмечает Миляуша Айтуганова. "Финансирование идет в основном на проекты, связанные с центральными регионами, что затрудняет развитие кино в других частях страны. Денежные потоки в Москве и в Санкт-Петербурге другие и отток кадров больше в Москву, Санкт-Петербург и за рубеж", - говорит она.
Маленькую долю региональной кинопродукции на кинорынке Элла Тухарели, генеральный продюсер Фонда поддержки регионального кинематографа, объясняет тем, что регионы пока не серьезные игроки на этом рынке: "Фильмы не собирают в прокате много денег, и у них не такие большие бюджеты. Авторскому кино сложнее встроиться в проект и конкурировать".
Многие зрители по-прежнему ассоциируют качественное кино лишь с произведениями крупных студий, что создает стереотип о низком уровне региональных работ. Это замкнутый круговорот: недостаточное доверие зрителей к региональному кино приводит к его невысокой популярности, а это усугубляет финансовые проблемы индустрии.
При питчинге региональных проектов тоже встречаются трудности. В регионах нет определенного стандарта качества кинопроизводства, как в Москве или в Санкт-Петербурге, пока у каждого свои представления о прекрасном: "Иногда очень талантливые ребята не понимают, как это все засунуть в формат, с которым уже принято работать в Москве и в Санкт-Петербурге. Есть талантливые ребята, но их творческий и продюсерский потенциал нужно направить в определенное русло, чтобы они встали в один уровень с игроками рынка", - обращает внимание Элла Тухарели.
Союзом кинематографистов России в феврале 2022 года был учрежден Фонд поддержки регионального кинематографа, который реализовал уже немало проектов, направленных на развитие индустрии по всей стране. Фонд за два года поддержал более 180 фильмов, на общую сумму более 300 млн рублей. В 2024 году фильмы фонда из каталога 2022 приняли участие в 403 фестивальных показах и завоевали 69 главных наград. "Каждый год мы выпускаем 60 фильмов, и мы не просто бросаем документалистов, а сначала, в рамках конкурса, обучаем, помогаем и докручиваем, а потом еще и доводим до зрителя, до фестиваля и до платформы", - говорит Элла Тухарели. Она видит задачу фонда в том, чтобы развить региональное кино и показать, как этот рынок будет пополняться и актуализироваться: "Сейчас Россия взяла курс на возвращение к истокам, а региональное кино в этом тоже может помочь, потому что мы рассказываем, чем живет каждый регион. Очень важно одному региону посмотреть, что происходит в соседнем".
В 2025 году у зрителей будет больше возможностей узнать о жизни регионов. В фильме "Пальма 2" Александра Домогарова зрители отправятся в путешествие с медведями и героями по лесам Пермского края, в комедии "Сказочные выходные" Александра Бабаева герои приоткроют чудеса ночного леса Тверской области, а фильм-сказка "Агния" Павла Стратулата расскажет о жизни печницы на Крайнем Севере.