В Новосибирске объяснили вирусную популярность музыки 90-х у подростков
В России продолжает набирать обороты популярность музыка 90-х. Спрос на нее у тех, кто относится к возрастной категории «35+», в целом понятен, хотя и тут есть интересные моменты. Но песни групп «Мираж», «Комбинация», «Руки вверх», «Иванушки International», Андрея Губина, Надежды Кадышевой и т.д. неожиданно стали очень популярны среди подростков. BFM-Новосибирск спросил у них самих, их родителей и экспертов в области музыки, чем объясняются такие вкусы.
На прошедших новогодних праздниках плейплисты дискотек, которые проводились для школьников, были во многом схожи с плейлистами корпоративов. Раньше такого не было: у молодых обычно свои кумиры. Десятиклассница Софья Н. рассказала журналисту, откуда в ее телефоне взялись песни, которые в молодости слушала ее мама:
«Мама тут ни при чем, конечно. Все началось с Tik-tok и YouTube Shorts. Там всё старье из 90-х реанимировали. Эту музыку начали использовать как фон к различным видео. Например, стали популярными ролики, где девушки делают макияж в стиле «Slavic girl» под песню «Мой мармеладный» Кати Лель и «Russian girls» группы «Комбинация». Это еще в 2023 году началось, но в 2024-м стало трендом. Все еще фильмы посмотрели про те же «Руки вверх», ну и всё – теперь это так же популярно как Анна Асти или Macan».
«Это очень необычно. Когда мне было 16, для меня музыка, которую любили родители, была из разряда «нафталин» и меня не интересовала. Мои дети–подростки, как я недавно выяснил, слушают Андрея Губина, Надежду Кадышеву и еще многих из тех, про кого даже я забыл. – говорит 45-летний Сергей А. – Про «Мираж» я понимаю, откуда это: сериал «Слово пацана». Ну и в целом, сейчас нам с экранов навязывают прямо какой-то культ 90-х. Похоже, кто-то сильно скучает по тем временам. Но даже если так, то не всё понятно. Опять же с Кадышевой загадка, но ее реально слушают подростки».
Эксперты говорят, что всё дело действительно в соцсетях. Там все распространяется мгновенно, и «выстрелить» что-то может совершенно случайно, но алгоритмы могут эту случайность закрепить. Если пользователь какое-то количество раз послушает песни «Миража», алгоритмы ему порекомендуют других исполнителей из того же времени и того же музыкального направления. Если же добавить сюда общий фон, на котором явно читается интерес к 90-м, то это вполне может объяснить живучесть тренда.
«Если мы говорим о том, что сейчас у молодежи популярны песни нулевых и даже девяностых, то это отчасти ностальгия по прошлому и по тому ощущению прошлого, которое как будто в чем-то было лучше настоящего, – сказал в беседе с BFM-Новосибирск руководитель и главный дирижер оркестра НГУ, учредитель АНО Современное искусство Антон Ниязов. – Интерес к поп-музыке того периода – это, возможно, еще и попытка постиронично отнестись к тому, что происходит здесь и сейчас. То есть эта музыка может слушаться не на полном серьёзе. Что касается споров о том, насколько это guilty pleasure (удовольствие с чувством вины – прим. ред.), то здесь надо всё-таки признать, что и поп-музыка может быть действительно хорошей музыкой. И многое из того, что снова стали слушать, это хорошо сделанная музыка. Качество не связано с эпохами и поколениями. Во все времена есть хорошая музыка, и есть плохая музыка».
Ранее BFM-Новосибирск публиковал материал о выдвижении российского актера Юры Борисова на «Оскар». Критик объяснил, что высокая оценка фильма «Анора» и его героям связана, в том числе с модой на «пацанский» стиль.