Настоящий патриотизм - это больше Высоцкий, нежели SHAMAN и Газманов
В Минпросвещения всерьёз озаботились тем, какие книги читают школьники, и какие песни они поют. Перед зимними каникулами в школы был разослан список писателей-иностранных агентов, книги которых детям лучше не видеть. «Свободная Пресса» об этом писала.
А в конце января ведомство создало рабочую группу по песням, которые, наоборот, нужно слушать и разучивать.
Это будут патриотические песни. Пока ещё не ясно, изменения коснутся уроков музыки или изучение этих песен будет проводиться в рамках уроков «Разговоры о важном».
В состав «группы по песням» вошли оперный певец Ильдар Абдразаков, дирижер Валерий Гергиев, ректоры Гнесинки и Театрального института имени Щукина Александр Рыжинский и Евгений Князев, председатель думского комитета по культуре Ольга Казакова, музыканты Олег Газманов и Ярослав Дронов (SHAMAN).
Люди старшего поколения помнят, что в советские годы всё это было. Разучивание патриотических песен входило в школьную программу, и во всех более ли менее больших школах как минимум дважды в год проводились конкурсы патриотической песни между классами.
Относились к этому дети по-разному. К примеру, автору этой заметки не очень нравилось петь советские песни. Многим больше по душе были аполитичные произведения групп «Воскресенье», «Земляне» и «Машина времени». Почти все балдели от Высоцкого, но его патриотические песни были обойдены школьной программой.
Потом разогналась перестройка, учителя пения переключились на Цоя и «Наутилус П» или «Ласковый май» и «Мираж» - в зависимости от вкуса.
Получится ли на этот раз привить детям любовь к патриотической песне? Об этом «Свободная Пресса» спросила у писателя и у музыканта.
- Я вообще я не понимаю, почему до сих пор не было введено таких нормативов. Мы же русский язык и математику по единым правилам учим. Вот единый учебник истории ввели. Ну и песни в младших и средних классах должны быть по одной для всех хрестоматии, - сказал «Свободной Прессе» председатель Русского литературного общества Александр Чистяков.
«СП»: В современном школьном образовании огромное значение имеет мнение родителей. А если им не понравится, что детей заставляют петь, например, песни про войну?
- С родителями как раз проблемы вряд ли будут. Но я представляю, какие песни теперь могут запеть продвинутые дедушки и бабушки - дети перестройки и шестидесятников.
Они же знают наизусть все песни примадоны и машиниста, а в качестве идеала по содержанию воспринимают рамамбахарамумбуру.
Ну пусть учат этим песням внуков дома.
Кинорежиссёр и автор песен Александр Строев относится к инициативе Минпросвещения с осторожностью:
- Сразу возникают вопросы. Возможно ли сформировать чувство патриотизма у подрастающего поколения путём введения в обязательную школьную программу по музыке утверждённого экспертами списка песен?
Не вызовет ли это отторжения, сродни временам нашего советского детства, когда это выглядело ненужной "обязаловкой", за которой, по сути, ничего не стоит?!
«СП»: В конце советской эпохи было ощущение какой-то лживости. Пели, что «Ленин такой молодой», но в его заветы уже никто не верил…
- А сегодня настоящая ложь сама и неприкрыто дала о себе знать во всех своих чудовищных подробностях. Думаю, что чувство патриотизма возможно именно что привить, а не навязать. И сделать органичной и правдивой частью новой формирующейся сегодня личности.
Для этого и существует школьная программа и образовательные дисциплины.
Вопрос - кто способен сформировать адекватный и проверенный жизнью обязательный репертуар, который мог бы слиться с сознанием сегодняшних школьников и стать буквально частью их кровеносной системы.
Точно ли в этот набор должны войти ловкие конъюнктурные хиты на потребу любого времени Олега Газманова или объявленного сегодня практически иконой моды на патриотический посыл Ярослава Дронова?
Ничего особенно не имея против их творчества, нельзя всё же не задать справедливый вопрос - может ли их репертуару быть присвоен тот самый культурный код, способный на уровне безусловного рефлекса включать силу самосознания русского человека и российского гражданина.
В то же время, огромное количество песен времён и Первой мировой и Великой Отечественной войн неосознанно "с молоком матери" живёт в нас той верной энергией смыслов, которая требуется сегодня молодому поколению граждан России.
«СП»: Но не петь же только песни прошлого века?
- Может быть, обратиться к бойцам СВО с вопросом: приходили им в голову в критических и смертельных ситуациях какие-нибудь современные песни?
Только прошедшие через этот ад и устоявшие перед лицом смерти, могут достоверно засвидетельствовать силу духа песни, как молитвы и заповеди.
Как кинорежиссёр, автор и лидер российской рок-группы "Каникулы Гегеля", я навещал наших раненых бойцов, общался с ними в госпиталях в составе творческих бригад. Их ответы и должны быть отправными точками для формирования перечня таких композиций.
И, конечно же, очень хочется верить в то, что поставленная Министерством просвещения задача будет решена не формально, а со всей степенью осознанности и важности для будущего нашей Родины.
«СП»: Какую песню предложили бы для изучения лично вы?
- Во время трагедии в марте 2024 года в концертном зале "Крокус", один из заложников оказал сопротивление террористам и спас несколько жизней благодаря тому, что в голове его зазвучала "Баллада о борьбе" Владимира Высоцкого, которую в детстве этот парень разучивал с бабушкой.
"А в борьбу не вступил
С подлецом, с палачом —
Значит, в жизни ты был
Ни при чём, ни при чём!"
Вот где слово песни действительно стало делом и принесло спасение.