Спектакль о победной силе любви: в Театре им. Гоголя представили "Старшего сына"
В репертуаре московского Театра им. Гоголя новый спектакль - "Старший сын" по одноименной пьесе Александра Вампилова. Команда под руководством худрука Антона Яковлева продолжает удивлять яркими творческими союзами - здесь уже ставили с Юрием Башметом, с Полиной Агуреевой. Вот и эта премьера получилась звездной.
Постановщиком выступил Кирилл Пирогов, ученик Петра Фоменко, звезда кино и театра, чьи режиссерские опыты не столь часты, а жаль. Декорации создал главный художник Вахтанговского театра Максим Обрезков. Наконец, главную роль сыграл Александр Самойленко. Как итог - почти трехчасовое действо о победной силе любви, для которой нет ни своих, ни чужих. Пролетающее, к слову, на одном дыхании, что теперь редкость.
Пьесу "Старший сын" Александр Вампилов написал более полувека назад - в 1967 году. Но и сегодня она нарасхват: буквально в декабре премьера по ней вышла в МХТ им. Чехова, одноименный спектакль в этом сезоне успешно вернулся и в "Табакерку". В чем секрет?
Перед нами почти трехчасовое действо о победной силе любви, для которой нет ни своих, ни чужих
- В наше жестокое время всем нам очень не хватает любви. Не хватает простоты во взаимоотношениях, всепрощения. А в пьесе Вампилова все это есть, - уверен Александр Самойленко.
Артист играет Сарафанова - того самого, в дверь которого однажды вечером постучали двое молодых "нахалов" - провожая девушек, они опоздали на последнюю электричку. Думали ли они, чем обернется простое желание переночевать и согреться? Случайная шутка - юноши соврали, что один из них сын хозяина квартиры, приехал познакомиться с отцом - запустила цепочку таких зигзагов судьбы, что жизнь каждого из героев этой истории с этой минуты переменилась…
Идея поставить знакомый многим сюжет возникла у артиста Театра им. Гоголя Ильи Антоненко - он и играет "старшего сына", Владимира Бусыгина. В его исполнении герой сначала дерзок и самоуверен, но прямо на глазах искреннее, доверительное отношение Сарафанова меняет его - он вдруг сочувствует, боится обидеть того, кто к нему так расположен, по-настоящему влюбляется в свою "сестру" (Юлия Максютина).
За этими переменами, за этими робкими движениям души следить интересно и удивительно - причем, кажется, не только зрителю, но и самому герою, открывающему в себе что-то прежде неведомое.
Вообще надо сказать, что спектакль Кирилла Пирогова - не про сценические эффекты. Он лаконичен, где-то даже прост, но, несомненно, очарователен. В нем есть воздушность, есть удивление жизни и ее поворотам, которые, как ритмичное танго, звучащее время от времени в спектакле, закручивают героев в свой танец. Или как детская карусель.
Во втором акте именно она - самая обыкновенная карусель, словно с детской площадки - занимает центр сценического пространства. Герои крутятся на ней, догоняют друг друга, сближаются, отталкиваются, мечтают… Все как в жизни. Невиртуальной, не из телефона, не из соцсетей - обыкновенной, человеческой и оттого вдруг очень теплой, трогательной.
Но главное в "Старшем сыне" - все-таки актерские работы. Роль Сарафанова Александру Самойленко удалась, он и ведет за собой весь актерский ансамбль. Его герой может быть трагичным и смешным, настойчивым и растерянным одновременно - но как передать живущую в его душе нежность? А в спектакле она почти зрима, и момент, когда Сарафанов обнимает своих троих детей - даже узнав уже, что Володя его обманул, и говорит: "Вы мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное" - самый трогательный эпизод в спектакле.
Редкий зритель в зале не смахнет тут слезу - рядом со мной по крайней мере таких бесчувственных не оказалось.
Эффектен Антон Лызо в роли Сильвы: его герой - остряк, ловелас, оставшийся из-за своих похождений в прямом и переносном смысле без штанов в финале, должен вроде бы оттолкнуть, но и он найдет сочувствующих. Его отчаянное "Одолжите брюки!", брошенное в зрительный зал, вызывает гром смеха и аплодисментов.
Обаятельны и хороши, бесспорно, молодые артисты, сыгравшие детей Сарафанова, - Юлия Максютина (Нина) и Александр Денисов (Васенька).
Конечно, трудно обойтись без параллелей со знаменитым советским фильмом "Старший сын" - с незабываемым Леоновым и Караченцовым, Крючковой и Боярским. В процессе репетиций здесь, в Театре им. Гоголя, говорят актеры, эту картину тоже вспоминали, но получилась все равно другая история: "Другие мы, другое время".
Кстати, о времени. Возможна ли такая ситуация сегодня? Чтобы вот так открыли дверь, пустили незнакомцев на ночлег?
- Не думаю. Сегодня жизнь совсем другая, - твердо говорит Самойленко (играющий Сарафанова-отца).
А вот Антоненко (играющий Сарафанова-сына) с ним не согласен: "И в наше время такое возможно. Я в это верю. Времена меняются, а люди остаются людьми".
И что еще важно: спектакль "Старший сын" создан при помощи фонда "Семья вместе", который помогает тяжелобольным детям и их семьям, и часть выручки с продажи билетов пойдет на эти цели.
Дословно
Кирилл Пирогов, режиссер:
- "Старший сын" Александра Вампилова - пьеса зыбкая, неоднозначная, как и наша жизнь. Это настоящая драматургия о человеке. Пронзительное и беззащитное отношение драматурга к людям и их поступкам немножко отрезвляет нас всех, соприкасающихся с этим материалом.
Персонажи Вампилова - не стерильные, а живые, вызывающие острое сочувствие и доверие. Мне бы хотелось, чтобы таких людей, как герои Вампилова, было больше. Таких, которые не боятся тревожить свое сердце и не отгораживают себя от этого мира.