В Москве стартует IV Мультимедийный фестиваль "Биомеханика"
"Биомеханика" популяризирует экспериментальные жанры, "лучшая опера" Верди обретет космический масштаб, плюшевый баритон споет вокальную лирику Чайковского и Рахманинова, четыре пианиста бросят "20 взглядов на младенца Иисуса", а "Другое пространство. Continuo" наполнят образцы новой европейской музыки
Кто играет: CEAM Artists.
Что играет: IV Мультимедийный фестиваль современной музыки "Биомеханика".
Почему идти: Популярный среди продвинутых меломанов фестиваль "Биомеханика" представит в этом году более 20 российских и 7 мировых премьер. В их числе сочинения Ольги Бочихиной, Александра Хубеева, Алексея Сысоева, Анны Поспеловой, Олега Гудачева, Мехди Хоссейни и других. Фестивальные концерты пройдут с 28 января по 20 февраля в Рахманиновском зале консерватории и арт-пространстве "Артемьев". Основные исполнители - участники CEAM Artists - также расскажут слушателям о своей работе с композиторами и создании уникальных звуковых и сценографических решений. Четвертая "Биомеханика" откроется произведениями мэтров электроакустики и мультимедиа Б. Мунтендорф, М. Гизена, Я. Кириакидеса и П. Жодловски. Публика увидит нестандартные способы взаимодействия традиционных инструментов с электронными, а музыкантов - с видеопроекциями и светом.
Где, когда, сколько: Рахманиновский зал консерватории; 28 января; 300 - 2 000 руб.
Кто играет: Московский государственный симфонический оркестр (дирижер Иван Рудин), Государственный академический русский хор им. А. В. Свешникова, солисты Мария Баянкина, Ксения Дудникова, Иван Гынгазов, Алексей Тихомиров.
Что играет: Дж. Верди - Реквием.
Почему идти: "Опера в церковных одеждах", как называют этот "Реквием", считается одним из главных доказательств вердиевского гения. Покоряющее мощью и трагизмом произведение современники автора сравнивали с "Божественной комедией" Данте и "Страшным судом" Микеланджело. Благодаря Московскому государственному симфоническому оркестру под управлением Ивана Рудина, хору им. А. В. Свешникова, а также квартету солистов "Реквием" Верди вновь обретет свой космический масштаб и глубину в зале "Зарядье"
Где, когда, сколько: Концертный зал "Зарядье"; 29 января; 1 000 - 5 000 руб.
Кто играет: Государственный Кремлевский оркестр (дирижер Константин Чудовский), солист Алексей Мельников.
Что играет: Э. Григ - "Утро", "Танец Анитры", "В пещере горного короля" из музыки к пьесе Г. Ибсена "Пер Гюнт", Концерт для фортепиано с оркестром, П. Чайковский - Серенада для струнного оркестра, Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта".
Почему идти: Мечтательная лирика Эдварда Грига, порыв чувств Серенады Чайковского и его же страстная "Ромео и Джульетта" - программа концерта соединяет тонкую лирику с духоподъемной патетикой. Ведомый Константином Чудовским Кремлевский оркестр и солист Алексей Мельников сыграют и то, и другое так, чтобы мелодии кристальной чистоты наполнили в этот вечер не только зал, но душу каждого, кто окажется в Большом зале консерватории.
Где, когда, сколько: Большой зал консерватории; 2 февраля; 800 - 5 000 руб.
Кто играет: Борис Пинхасович (баритон), Алексей Гориболь (фортепиано).
Что играет: Романсы П. Чайковского и С. Рахманинова.
Почему идти: Ведущего солиста Михайловского театра Бориса Пинхасовича, способного воплотить на сцене сложнейшие в вокальном и драматическом плане образы, хорошо знает публика Ла Скала и Ковент-Гарден, Венской и Парижской опер. Мировую славу певцу из Санкт-Петербурга принесли его роли в операх, однако известен Борис Пинхасович и своими концертными программами. На этот раз его плюшевый баритон наполнит зал вокальной лирикой Чайковского и Рахманинова. Полные любовной страсти миниатюры заиграют новыми красками - в силу извечного своего обаяния и эталонной интерпретации. Равноправным участником концерта станет пианист Алексей Гориболь, которого Пинхасович называет "собратом и сотворником".
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 31 января; 700 - 1 500 руб.
Кто играет: Оркестр "Академия русской музыки" (дирижер Иван Никифорчин), солист Константин Хачикян.
Что играет: П. Чайковский - Концерт №1 для фортепиано с оркестром, сюита из музыки балета "Щелкунчик", симфония №1 ("Зимние грёзы").
Почему идти: Пианист Николай Рубинштейн, для которого Чайковский писал свой Первый фортепианный концерт, поначалу воспринял сочинение скептически. По иронии судьбы этот концерт стал одним из наиболее часто исполняемых произведений русского и мирового репертуара. Вот вам еще один шанс насладиться произведением главного русского композитора. А кроме этого восхититься волшебной музыкой из балета "Щелкунчика" и звонкой лирикой симфонии "Зимние грёзы".
Где, когда, сколько: Большой зал консерватории; 31 января; 600 - 5 000 руб.
Кто играет: Национальный филармонический оркестр России, солист Александр Князев.
Что играет: А. Дворжак - Концерт для виолончели с оркестром, С Франк - Симфония ре минор.
Почему идти: Национальному филармоническому оркестру России предстоит познакомить публику с величайшим достижением французского симфонизма - Симфонией ре минор Сезара Франка, классическая стройность которой удивительным образом сочетаются со свободой высказывания. А в первом отделении концерта Александр Князев исполнит соло в дворжаковском опусе, чей героический пафос не укладывается в стандарты виолончельной литературы. Недаром Брамс, ознакомившись с этим произведением, воскликнул: "Я и предположить не мог, что концерт для виолончели можно так написать!".
Где, когда, сколько: Концертный зал "Зарядье"; 2 февраля; 500 - 3 000 руб.
Кто играет: Российский национальный молодежный симфонический оркестр (дирижер Фёдор Леднёв), Вокальный ансамбль Intrada, солисты Даниил Коган, Ольга Россини. Ведущий Ярослав Тимофеев
Что играет: А. Берг - три пьесы для оркестра, соч. 6, Э Варез - Amériques, Ф. Караев - "Двадцать лет спустя - ностальгия…", В. Горлинский - Скрипичный концерт.
Почему идти: Очередной концерт абонемента "Другое пространство. Continuo" приурочен к юбилеям столпов новой европейской музыки А. Берга и А. Шёнберга, а также классиков советского авангарда А. Шнитке и Э. Денисова. Три пьесы для оркестра Берга - музыкальное приношение адепту додекафонии Шёнбергу. Партитура Вареза Amériques сродни "Весне священной" Стравинского: та же безграничная фантазия и сильнейшая энергетика. Сочинение Ф. Караева "Двадцать лет спустя - ностальгия…", посвященное Шнитке и Денисову, объединяет неоклассицизм и серийность, постмодернизм и джаз. Вечер завершится "перевернутым концертом" В. Горлинского, где солист ищет себе место в параллельном движении с оркестром. Суть каждого из исполняемых произведений раскроет автор цикла "Другое пространство. Continuo" Ярослав Тимофеев; кто вслушается - не прогадает
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 2 февраля; 800 - 2 000 руб.
Кто играет: Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова (дирижер Фёдор Безносиков), солист Александр Ключко.
Что играет: А. Бородин - Половецкие пляски из оперы "Князь Игорь", Симфония №2 ("Богатырская"), С. Рахманинов - Концерт №2 для фортепиано с оркестром.
Почему идти: "Музыка Бородина возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор", - утверждал Б. Асафьев. Этот "размах, ширь и простор" передадут Половецкие пляски из оперы "Князь Игорь". А "ощущение силы, бодрости, света" даст "Богатырская симфония", о которой другой критик В. Стасов писал: "В адажио Бородин желал нарисовать фигуру Бояна, в первой части - собрание русских богатырей, в финале - ликование народной толпы". Послесловием к этой эпической симфонии станет Концерт №2 для фортепиано с оркестром Рахманинова, в котором "нет ни одного этнографического аксессуара, ни одного народно-песенного оборота, а между тем с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия".
Где, когда, сколько: Большой зал консерватории; 29 января; 600 - 5 000 руб.
Кто играет: Алексей Мельников, Даниил Саямов, Арсений Тарасевич-Николаев, Михаил Турпанов.
Что играет: О. Мессиан - "20 взглядов на младенца Иисуса".
Почему идти: Считавший музыку актом веры, Оливье Мессиан часто давал религиозные названия своим сочинениям. "Двадцать взглядов на младенца Иисуса" из их числа. Этот фортепианный цикл пронизан таинственным сиянием, искрится блеском сверкающих "космических" протуберанцев, и преисполнен то кипящей энергии, то экстатического безмолвия. Будем надеяться, Алексей Мельников, Даниил Саямов, Арсений Тарасевич-Николаев и Михаил Турпанов не упустят в "Зарядье" ни одного из изумительных по своей красоте и эффектности аккордов - к вящей радости публики.
Где, когда, сколько: Концертный зал "Зарядье"; 28 января; 300 - 1 500 руб.
Кто играет: Камерный оркестр Art Incognito, Лидия Миллер (песочная анимация).
Что играет: В. А. Моцарт - "Маленькая ночная серенада", П. Чайковский - Серенада для струнного оркестра, Э. Элгар - Серенада для струнного оркестра.
Почему идти: Серенада, вечерняя песня для возлюбленной (от итальянского sera - "вечер"), - родом из эпохи Ренессанса. Средние века остались позади, а с ними и песни влюбленных трубадуров, но нынешние менестрели по-прежнему готовы воспеть "славу храбрецам, которые осмеливаются любить". Камерный оркестр Art Incognito сыграет серенады Моцарта, Чайковского и Элгара с пылом и страстью, а мастер песочной анимации Лидия Миллер оживит образы средневековых влюбленных под сводами единственного в Москве готического собора.
Где, когда, сколько: Собор Св. Андрея; 1 февраля; 2 800 - 3 600 руб.