Режиссер "Злого города": Это фильм про людей, которые оставляют след в вечности

В столичном "Октябре" проходит премьерный показ фильма Константина Буслова "Злой город". Это о Козельске, который в 1238 году семь долгих недель оборонялся от войск хана Батыя. Оборонялся героически - уничтожая монголов не только на подступах к городку, но и в стане противника. Стены Козельска все же пали, но и тогда горожане не сдались - битва шла на улицах, во дворах, в домах. Хан не сыскал славы от своей победы, другое дело - козельчане. Летописи подчеркивают, что благодаря их крепкодушию Русь подняла голову. Даже удивительно, что никто раньше об этом не снял кино.

Режиссер «Злого города» рассказал о съемках фильма
© Российская Газета

Но всему свое время. К тому же экранизировать пару строчек в летописях - тот еще подвиг. Вот и кинематографистам древний Козельск покорился не сразу, понадобилось в общей сложности три года. Почему так долго снимали, и как Алексей Гуськов стал Обоеруким - о "закулисье" "Злого города" "РГ" поговорила с режиссером и генеральным продюсером фильма Константином Бусловым.

Константин, когда смотришь "Злой город", то ловишь себя на мысли, что это все про сегодняшний день. Чем объяснить столь точное попадание во время?

Константин Буслов: Я бы не хотел давать спойлеры, но, действительно, многие эпизоды из "Злого города" совпадают с нашими днями практически на сто процентов. Однако сценарий картины был готов еще задолго до пандемии, а к работе над фильмом мы приступили три года назад, так что обвинять нас в конъюнктуре бессмысленно, как и нет оснований говорить, что нам что-то в нашей картине удалось спрогнозировать. Конечно, нет. Мне хотелось бы, чтобы зритель в "Злом городе" видел не только перекличку времен, но и почувствовал, как важно быть сильным и верить в добро, даже когда кажется, что все вокруг рушится. Это не просто фильм про битвы, это фильм про людей, которые оставляют след в вечности.

В своих интервью вы не раз признавались, что "Злой город" - самый сложный из всех ваших проектов. На что больше всего пришлось потратить силы и нервы?

Константин Буслов: Мне хотелось, и у нас это получилось, рассказать историю подвига козельчан как можно документальнее. Для этого мы с художником Сергеем Февралевым много месяцев изучали исторические документы, читали исследования, очень долго общались с археологами, которые не так уж и давно раскопали древний Козельск. Все, что мы открыли - есть в фильме. Например, в Козельске были ремесленники и ювелиры, была церковь. Еще одна интересная деталь - древний Козельск, вопреки устоявшемуся мнению об архитектуре на Руси, был безбашенным, то есть никаких башенок по углам не было. Именно таким мы его и построили. Это реальные улицы, дома, площади, мастерские. Там вполне можно жить. И все это после съемок осталось, это будет работать как культурный кластер, как место, где будут проводить выставки, лекции, другие съемки Был возведен огромный деревянный мост через реку "Жиздра", на котором происходят важные события фильма, монгольский стан Батыя из многочисленных юрт - с телегами, арбами, камнеметными машинами, стенобитными таранами, лестницами и всей прочей бытовой утварью XIII века...

Досталось ли что-то из этого самому Козельску?

Константин Буслов: Мы передали краеведческому музею некоторые костюмы, часть реквизита, копья, луки Но чем хороши исторические фильмы? Они сохраняют память о прошлом. Моя мечта - чтобы Козельск после нашей картины воспрянул, чтобы в этот маленький, но важный для нашей страны город поехали туристы.

Поговорим об актерах. Я обратил внимание, что многие трюки они делают сами, к тому же физически подготовлены так, будто бы вы их из спортзала не выпускали как минимум год…

Константин Буслов: Примерно столько мы их и готовили. Я, конечно, не говорю о таких сложных трюках, как падение с лошади на скаку, но все схватки на мечах, на ножах и топорах, верховая езда и все прочее - "будьте любезны сами", говорил я актерам. Как сказал мне уже после съемок Александр Метелкин, за время подготовки он научился даже тому, чему не научился во время службы в ВДВ. Персонаж Алексея Гуськова по сценарию владеет двумя мечами одновременно, у него даже прозвище Обоерукий. Пришлось актеру учиться и этому. Трюковые сцены с лошадьми мы также готовили и репетировали отдельно. Выезжая на натуру с лошадьми, хорсмастерами, конными каскадерами, снимали все с операторами предварительно на айфоны и затем разбирали их покадрово и поэпизодно. Этот трудный путь в подготовке, безусловно, нам сильно помог во время съемок, хотя, надо сказать, на площадке все равно приходилось что-то менять - были тяжелейшие съемки, суровая, морозная и очень снежная зима, экспедиция, короткий съемочный день, востребованные актеры с их непростыми графиками и огромная массовка, которая все время жаловалась на холод

Почему зима? Оборона Козельска происходила весной…

Константин Буслов: Съемки дважды переносились. То город еще не был до конца построен, то наши планы не совпадали с актерскими графиками. Поэтому снимать пришлось с осени на зиму. Да, это противоречит летописям, но, с другой стороны, снег создает красоту кадра, делает изображение более кинематографичным, эпичным. К тому же оборона Козельска началась 25 марта, бывает, что в центральной России в это время еще лежит снег. Так что мы не сильно тут согрешили.

Трюки, массовка, съемки в мороз… К чему такие жертвы, когда есть искусственный интеллект?

Константин Буслов: Тогда бы это получилось не кино, а тупой аттракцион, где кроме зрелищности не было бы ничего. А мне хотелось на все час пятьдесят, таков хронометраж фильма, погрузить зрителя в историю, заставить его сопереживать героям. А что значит сопереживать? Значит вместе с героями жить, делать выбор, испытывать эмоции, видеть в персонажах не только защитников Козельска, но и обычных людей, таких же, как мы. А герои у нас разные - есть и малолетний князь, есть дружинники, разбойник, взявший в итоге меч, чтобы защищать город. Есть молодой воин Могута, козельчанка Весняна, которая владеет оружием, совней, не хуже опытных мужчин Каждый найдет своего героя в "Злом городе". Там есть и мужество, и предательство, и жертвенность, и любовь.

Вы уже упомянули Алексея Гуськова. У него сложнейшая роль, и не только потому что пришлось учиться владеть двумя мечами одновременно… "Он олицетворяет искупление и борьбу за свой народ", - говорится в релизе фильма. Как вы вместе с артистом справились с этим образом?

Константин Буслов: Не скажу, что было легко. Мы долго друг к другу притирались, Алексей Геннадьевич - большой артист, и сказать ему - "делай вот так, потому что я так вижу" - было нельзя, но порой я настаивал, а он прислушивался. Это ведь нелегкий путь совместного поиска актера и режиссера для точного попадания в характер. К тому же образ действительно непростой, герой Алексея Гуськова в прошлом встал на сторону врага, но потом вернулся к своим, принял монашество, и вдруг снова нужно делать тяжелейший выбор. И он его делает.Я счастлив, что Ратшу сыграл именно Гуськов. Образ получился именно таким, каким я его видел, и, как мне говорил сам артист во время озвучания, он таким себе и представлял героя. Осталось дождаться вердикта зрителя.

Заметил, что все священнослужители и монахи в вашем фильме поданы не карикатурно, что редкость для современного кино…

Константин Буслов: Мы очень внимательно относились к линии церкви. Когда я приезжал в Козельск в первый раз, мне показали церковь, которая, по заверениям священнослужителей, стоит на том же самом месте, где она и стояла во время осады города. В храме меня подвели к месточтимому образу Божьей Матери. Конечно, конкретно этой иконографии в древнем Козельске быть не могло, но специально для съемок мы заказали иконописцам написать тот образ, что в XIII веке чтился в этой части Руси. Он есть в фильме. Как известно, Козельск соседствует с Оптиной пустынью. Одно из преданий говорит - монастырь в XV веке основал разбойник Опта, ставший монахом Макарием. У героя нашего фильма, Берендея, похожая судьба. На самом деле, это вечный образ нашей культуры - покаявшейся разбойник в трудные времена всегда идет защищать свою землю.

Чего не скажешь о художниках. В фильме звучит реплика будто бы из Facebook (соцсеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ - прим. "РГ"): "Человек искусства должен заниматься только искусством". А вы как считаете?

Константин Буслов: Я считаю, что, если человек умеет хорошо шить, то его не нужно отправлять прыгать с парашютом. Так же как, если человек хороший скрипач или художник, то перековывать его и погружать в обстоятельства, где он будет себя чувствовать, как муха в паутине - неправильно. Каждый должен заниматься своим делом, но, когда в твой дом приходит беда, на мой взгляд, будь ты художник или поэт, ты должен приносить пользу своему отечеству в меру своих сил, способностей, умений и навыков, защищая свою крепость и делая ее неприступной для врага.

Кстати

Знаете, что еще меня приятно удивило в вашем фильме? Музыка. И причем записана она с симфоническим оркестром, это тоже редкость сегодня.

Константин Буслов: Это музыка Сергея Штерна - композитора, с которым я делаю уже четвертую картину. И ко всем нашим с ним фильмам мы записывали музыку с оркестром. Потому что я искренне считаю, что музыка в кино - одна из главных драматических составляющих. В "Злом городе" музыку исполняет оркестр Budapest Scoring, этот коллектив уже почти полвека работает с киностудиями со всего мира. Для нашего фильма он под руководством Сергея записал более 60 треков.

В будущем мы планируем выпустить отдельно саундтрек "Злого города".

Прямая речь

Алексей Гуськов, исполнитель главной роли в фильме "Злой город":

"Я увидел у Кости Буслова огромную амбицию. Он этой картиной что-то очень важное доказывал и себе, и нам. Поэтому на площадке у него была абсолютная беспощадность к себе и очень большая требовательность. И этой амбиции на съемках хотелось соответствовать. Мой герой - монах, ставший воином. Поначалу он даже особо не вступает в диалоги с людьми. Но затем он собирает дружину, чтобы встать на защиту города, и мотивирует людей своим примером. В ситуации, когда город обречен, это единственно верный путь. Потому что людей невозможно заставить пожертвовать своей жизнью ради борьбы за правду или за веру. Они могут решить это только сами. Этот фильм не только о героях прошлого, но и о нас сегодняшних. Он про то, как важно стоять за своих близких, за свой дом, за свою землю. А главное - он о людях, которые, несмотря на страх и боль, остаются верными своим принципам".

Афиша "РГ"

Фильм Константина Буслова "Злой город" в широком прокате с 30 января.