Фильм "Братья по нотам" выйдет в России 30 января
О таких фильмах принято писать - "старомодный". Потому что ход событий знаком и в главном предсказуем. Потому что нет крутых мэнов, пальбы, погонь и спецэффектов. Потому что буря эмоций. Потому что люди выходят из зала со слезами на глазах. И много музыки - закадровой и в кадре. Все это считается манипуляцией зрителем. Теперь решайте, смотреть иль не смотреть.
Да, кино успело подзабыть, как люди живут. Кино стало резервацией для фанов видеоигр. Французский фильм "Братья по нотам" - белая ворона. Правда, его русское название говорит только о том, что придумавшие его люди плохо знают смысл слов. Немногим лучше английское название "Марширующий оркестр". И еще хуже оригинальное "Фанфары". А посмотреть картину стоит всем, кто не научился потреблять кино под попкорн.
Мы встретим Тибо в момент, когда он репетирует "Эгмонта" Бетховена. Он знаменитый маэстро, очень востребован, график жизни расписан. Но жить осталось недолго: у него лейкемия. Это страшное открытие порождает цепь новостей не менее оглушительных: родная сестра ему не родная, а родного брата он никогда не видел, и его еще предстоит отыскать - чтобы тот по-родственному дал для пересадки немного костного мозга.
На этом физиологические подробности оборвутся, кино о другом. Два ранее не знакомых брата - две разных судьбы, но одна пламенная страсть - музыка. Брат Джимми живет в провинции, кухарит в фабричной столовке, играет на тромбоне в шахтерском оркестре. Он человек суровый, но хороший, он согласится стать донором, но не спешит признать родственными души.
Контрастные характеры, контрастные судьбы. Успешная карьера всемирно известного музыканта - и игра в нещадно фальшивящем любительском оркестре. Богатство звезды, сытая публика симфонических концертов - и зарабатывающий 11 евро в час брат Джимми, и грозящая ему безработица. Всемирная слава Тибо - и откровенная горечь Джимми, обида на капризы обделившей его судьбы. Аплодисменты парижских залов - и взрыв социальных проблем в шахтерском поселке. Всему этому, несовместному, предстоит сойтись в поединке, накал которого доведен до предела обстоятельствами, характерными скорее для жгучей мелодрамы, чем для "серьезного кино". И здесь вступает ключевой для искусства принцип: важно не "что", а "как". Как придумано, как написано, как поставлено и сыграно. На все четыре вопроса один ответ: безупречно.
Ключевое качество фильма - органичность, естественность происходящего. Стилистика, характерная для социальных драм Кена Лоуча. Режиссер Эммануэль Курколь предельно внимателен к психологической достоверности существования героев в любом эпизоде, будь то попытка шахтеров отстоять от закрытия градообразующую фабрику - жизнь, сотрясаемая забастовками и пикетами, или репетиция прославленного столичного оркестра, чисто бытовая сцена выяснения отношений между нежданной родней, взлет эмоций в музыкальной классике или бушующие дисгармонии модернистского опуса - все здесь складывается в симфонию многоликой жизни. Даже несмотря на то, что иные фабульные ходы много раз отработаны в старом кино, точно так же существовавшем в музыкальных стихиях, начиная от совсем древних "Ста мужчин и одной девушки".
Харизматичный актер "Комеди Франсез" Бенжамен Лаверн, недавно блеснувший в "Жанне Дюбарри", в роли Тибо овладел техникой и температурой дирижирования так, что лезешь в википедию - нет ли у него музыкального опыта? Эпизоды репетиций или занятий с его учениками - увлекательны в своей подробности: это школа чуткости, и музыкальной, и человеческой. Судьба любого гения обрекает его на одиночество в толпе: герой хочет передать отсветы своего дара другим, но далеко не всегда встречает понимание, его терпение на грани отчаяния. Актер создал образ интеллигентного, доброжелательного человека, которого музыка научила быть внимательным к вибрациям окружающего мира - он в него постоянно вслушивается, он отзывчив, он травмирован страшным известием и хотел бы философски относиться к близкой смерти. Новооткрытый брат Джимми (Пьер Лоттен), кажется, прямая ему противоположность: человек из "простонародья", резкий, колючий, с взрывным характером, скорый на решения. Но мы удивительным образом чувствуем в этих противоположностях некое единство, и как фильму удалось выразить это генетическое родство - тайна сценаристов и режиссера.
Даже кажущиеся дыры в сценарии, брошенные на полпути фабульные повороты работают на достоверность происходящего: в жизни тоже не все линии сходятся, не все начинания свершаются, и задаваться вопросом "Почему?" бессмысленно: c'est la vie. Да и нарочитая политкорректность современного западного кино наконец обрела органику: актер с синдромом дауна, сыгравший одного из музыкантов шахтерского оркестра, создал образ колоритный, симпатичный и работающий на ту же, далекую от декоративности правду всей истории.
Это фильм о таланте - не только музыкальном, но человеческом. Об умении слышать друг друга. О потребности соучаствовать. В нем есть полузабытое качество хорошего кино - обаяние человечности. В нем наслаждаешься звучаниями мелодий от Верди и Дебюсси до Азнавура, I Remember Clifford Бенни Голсона и Quadrature Мишеля Петросяна - франко-армянского современного композитора, которого фильм откроет нашей публике. Финал с торжествующим "Болеро" Равеля, как пишут очевидцы каннской премьеры, заставил публику рыдать.
Это и есть манипуляция зрителем? Да, режиссер в совершенстве владеет умением дирижировать нашими эмоциями во время просмотра. Но разве не за эти сложные, спорящие друг с другом гармонии мы любим настоящее кино?
Французская академия кинематографических искусств объявила номинантов на премию "Сезар" 2025.
КСТАТИ
Картина Эммануэля Курколя "Братья по нотам" (En Fanfare) стала хитом во французском прокате и получила сразу 7 престижных номинаций:
- "Лучший фильм"
- "Лучший актер" (Бенжамен Лаверн)
- "Лучшая актриса второго плана" (Сара Суко)
- "Открытие года - актер" (Пьер Лоттен)
- "Лучший оригинальный сценарий"
- "Лучший монтаж"
- "Лучший звук"
С 30 января фильм в кинотеатрах России.