Как снимали картину "Москва слезам не верит": уникальные кадры
30 января в повторный прокат в проекте "Мосфильм. Золотая коллекция" в кино" выходит любимый фильм нескольких поколений - мелодрама Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". Когда-то на Пушкинской площади, перед кинотеатром "Россия", стояли длинные очереди, чтобы попасть на эту картину, а президент США Рональд Рейган несколько раз смотрел фильм, чтобы понять "загадочную русскую душу". Вместе с телеканалом "Мосфильм. Золотая коллекция" "РГ" вспоминает, как создавалась легендарная кинолента.
Прочитать сценарий Валентина Черных "Дважды солгавшая" Владимиру Меньшову предложила супруга сценариста. Первоначально Меньшов не был в восторге от материала, но спустя время всё-таки решил снимать фильм, основанный на этом сценарии, но с некоторыми оговорками. На первоначальном этапе режиссёр составил список из 44 пунктов - что необходимо поправить. Черных отказался этим заниматься, тогда Меньшов взялся за работу сам, поменяв некоторые имена, расширив линию ряда героев и придумав новые сюжетные ходы.
Одним из моментов, "зацепившим" Меньшова в сценарии, был эпизод, когда героиня укладывает ребёнка спать, ставит будильник, а потом просыпается уже через 20 лет и будит дочь в институт. Как писал Владимир Валентинович, по отдельности две серии фильма намного слабее, чем соединенные вместе. И только их столкновение даёт нужное настроение. Режиссеру пришлось специально обращаться в Госкино, чтобы ему разрешили изменить хронометраж картины и снять двухсерийный фильм. Бюджет картины при этом был увеличен с 350 тыс. до 550 тыс. рублей.
Снимать в главной роли собственную супругу не входило в планы режиссера. В образе Катерины он видел Маргариту Терехову или Ирину Купченко. Но у Тереховой уже было предложение сниматься в картине Георгия Юнгвальда-Хилькевича "Д"Артаньян и три мушкетёра", а Ирине Купченко не понравился сценарий. Пробовались и другие актрисы, но Вера Алентова убедительнее всех смотрелась и двадцатилетней, и сорокалетней. Хотя она также не была в восторге от сюжета, но отказать супругу работать в его картине не смогла.
Ирину Муравьёву режиссёр увидел в телеспектакле и позвал на пробы на роль Людмилы. Раису Рязанову Меньшов помнил по роли в фильме "Гуля Королёва", кроме того, они были знакомы по совместной поездке "Совинформкино". Бориса Сморчкова на роль Николая предложила ассистент по актерам. Валентина Ушакова, прочитав сценарий, была удивлена, что режиссер предлагает ей роль матери Николая, ведь образ простой женщины не подходил ей по амплуа. Но Меньшов считал, что Ушакова вместе с Виктором Уральским, сыгравшим отца Николая, создали образ целого поколения.
Алексея Баталова Владимир Меньшов увидел в фильме 1950-х годов "Дорогой мой человек" и сразу понял, что именно этот актёр должен играть Георгия Ивановича. Режиссеру нужна была его природная интеллигентность. В первоначальном сценарии Гоша был строителем. Но Меньшову хотелось показать нестандартного представителя рабочего класса. Он прочитал о необычной профессии - рабочих, вовлеченных в исследовательскую деятельность, которые становятся соавторами изобретений ученых. Владимир Валентинович познакомился с редактором журнала "Изобретатель и рационализатор", пообщался с героями издания и решил, что Гоша должен работать в академической среде.
Фильм "Москва слезам не верит" отправили на Берлинский кинофестиваль. И хотя картина там ничего не получила, на нее обратили внимание кинопрокатчики. Фильм купили порядка 100 стран. Но режиссера на мировые премьеры не пускали. Лишь позже он узнал, что на него был написан донос и он стал невыездным. Не попал Меньшов и на вручение премии "Оскар", где картина получила награду "Лучший фильм на иностранном языке".
В СССР картина имела колоссальный успех. Меньшов вспоминал, что у кинотеатра "Россия" стояла огромная очередь за билетами, как будто давали что-то дефицитное, ему постоянно звонили и просили помочь попасть на фильм. По словам режиссера, при бюджете в 550 тыс. рублей картина собрала в прокате 50 млн рублей. В СССР ее посмотрело 84,4 млн человек - это второй результат за весь советский кинопрокат после боевика "Пираты ХХ века". Читателями журнала "Советский экран" картина "Москва слезам не верит" была признана лучшим фильмом года, а Вера Алентова - актрисой года. И сегодня "Москва слезам не верит" продолжает регулярно входить в рейтинги любимых советских картин.