Древнерусская мистерия. Предание о Борисе и Глебе

Музыкально-драматическое повествование с былинным названием "Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском" зрелищно развернулось в режиссуре Павла Сафонова и сценографии Алексея Трегубова. Премьера оперы состоялась пять лет назад, родившись на зимнем московском фестивале Юрия Башмета. Произведение с успехом приняли несколько российских филармоний, публику которых впечатлила музыкальная драматургия и её монументальное воплощение. На сцене Концертного зала Чайковского постановка прошла впервые. По словам организаторов, такую сценическую махину необходимо было адаптировать для этого пространства, композиционно вписать в интерьер зала. Сводный хор, требуемый партитурой хорового полотна Александра Владимировича Чайковского, объединил большой состав участников. Среди них: Камерный хор Московской консерватории, художественный руководитель Александр Соловьёв, который также выступил главным хормейстером всей постановки; Тульский государственный хор, главный дирижёр Алексей Зайцев; Хор студентов Академии хорового искусства имени В.В. Попова, художественный руководитель Денис Храмов; Хор студентов ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, художественный руководитель Владимир Красов; Хор Академического музыкального училища при Московской консерватории, дирижёр Тарас Ясенков; Народный хор РАМ имени Гнесиных, художественный руководитель Светлана Игнатьева; Центральный пограничный Ансамбль ФСБ России, главный хормейстер Максим Попов. Музыкальный руководитель всея хорового шоу и солист-альтист - Юрий Башмет. Солисты-контратенора - Владимир Магомадов и Олег Рябец - исполнили партии Бориса и Глеба. Пластический театр Алишера Хасанова "Мим оркестр", визуально прошивая сюжетную канву, досказывал историю любви и ненависти, мести и всепрощения. Объединял всех исполнителей инструментальный ансамбль симфонического оркестра "Новая Россия" под управлением дирижёра Фредди Кадена. Синтез музыки, слова и пластики, а также массовость, многослойность и фундаментальность композиторского решения отсылали к жанру мистерии, добившись мощного воздействия на зрительское восприятие. Осознанный отказ от оперных солистов, количественное преуменьшение сольных вокальных эпизодов Бориса и Глеба при дифференцированном использовании хоровой массы, как коллективных действующих лиц - авторский концепт "Сказа". Единственный немузыкальный персонаж в опере - Киевский князь Ярослав Мудрый, роль которого превосходно сыграл Андрей Мерзликин. Но музыкальный образ правителя, его сокровенные мысли и сомнения воссозданы одиноким голосом сольного альта. Юрий Башмет неподражаемо передаёт всю глубину переживаний князя, остро чувствующего горе от гибели братьев. Контраст гласа многолюдной хоровой толпы и фраз сольного инструмента был разителен. Основная часть хоровиков-академистов, исполняющих роль рассказчиков и комментаторов сюжета, расположилась большим полукругом, два крыла которого заняли ступени и часть боковых балконов. Более конкретные, характерные хоры бояр и жителей Вышгорода находились впереди, участвуя в передвижении мизансцен. Пластический безмолвный "хор" хореографически проговаривал историю на авансцене и в огромной прямоугольной декорации, доминирующей над всем. Сова, символ ярославовой мудрости, сидела на большом шесте около музыкантов. Кровавая луна зловеще светилась на стене. Любопытное сочетание инструментов сопровождало действо - скрипки, виолончели, контрабасы, бас гитара, ударная установка, гонг, перкуссия, гусли, домра, арфа, синтезатор. Большой состав хора прозвучал настоящим симфоническим организмом по разнообразию красок и штрихов. Уже существует изданная партитура "Сказа", её изучают в учебных заведениях, как пример современного хорового языка. Многие хоровые коллективы пробуют себя в исполнении интересного сочинения, где хоровое искусство поставлено во главу угла. В течение месяца с 10 января по 9 февраля на шести лучших театральных и концертных площадках Москвы пройдёт VI Зимний международный фестиваль искусств под артистическим руководством Юрия Башмета. Этот фестивальный марафон сложился ожидаемо ярким калейдоскопом 18-ти творческих событий: концерты академической, джазовой и этнической музыки, камерные концертные программы и многое другое. Музыкально-драматические постановки на стыке жанров, премьерные и уже завоевавшие признание зрителя, наполняют афишу зимы-2025. Этим отличается фирменный почерк башметовских фестивалей - излюбленный формат синтеза искусств самого маэстро Башмета. Среди таких спектаклей и литературно-музыкальных вечеров значатся: "Не покидай свою планету", "Истории любви" в МХТ имени А.П. Чехова; "Кроткая" в Малом театре; "Соборяне" в Театре имени Н.В. Гоголя; "Шекспир, Шостакович, Гамлет" и новинка сезона "Когда пришла к тебе любовь". Юрий Абрамович Башмет лично принимает участие во всех постановках в качестве дирижёра своих коллективов.

Древнерусская мистерия. Предание о Борисе и Глебе
© Ревизор.ru