Хоровая опера "Сказ о Борисе и Глебе" Чайковского вернулась на сцену обновленной

Свет затихает и со всех выходов концертного Зала им. П.И. Чайковского на сцену под мерные удары колокола медленно тянутся артисты и музыканты - с этой картины, символизирующей путь монахов и народа на церковное богослужение в каком-нибудь древнем монастыре, начинается хоровая опера Александра Чайковского "Сказ о Борисе и Глебе"… Есть ли в этом какая-либо метафора? Возможно. Но, скорее всего, это лишь эффектный ход режиссера-постановщика Павла Сафонова, перед которым встала, на первый взгляд, непреодолимая задача - одновременно вывести на сцену более двухсот человек, не превратив подмостки в бедлам.

Хоровая опера "Сказ о Борисе и Глебе" Чайковского вернулась на сцену обновленной
© Российская Газета

Если сверяться с афишей, то на сцену вышли сразу семь хоров, часть симфонического оркестра "Новая Россия", пластический театр "Мим-оркестр", два контратенора, драматический артист… И, разумеется, солист, он же музыкальный руководитель постановки - Юрий Башмет, и дирижер Фредди Кадена…

Столь монументальных полотен в мире современной академической музыки раз два и обчелся, и потому каждое исполнение хоровой оперы Александра Чайковского - событие, которое меломаны стараются не пропускать. К тому же, впервые представленная на Зимних фестивалях искусств Юрия Башмета пять лет назад, она не часто с тех пор баловала зрителей своим появлением. А с 2023 года и вовсе нигде не исполнялась.

"А ведь "Сказ о Борисе и Глебе" - это абсолютно уникальный жанр, придуманный Александром Чайковским. Никто в мире ничего подобного никогда не делал"", - напоминал в своих интервью маэстро Башмет.

И вот - долгожданное возвращение. В обновленной версии.

Опера прибавила в динамичности, стали более подчеркнуты ее смыслы и образы. Если раньше икона страстотерпцев Бориса и Глеба появлялась в специально установленной прямо посреди сцены огромной раме (сценографическое решение Алексея Трегубова), то теперь иконы две, и они как фрески выносятся под своды концертного зала.

В остальном сценография прежняя - в раме, теперь она лишь олицетворяет оконную арку в стене древнего храма. В образе Ярослава Мудрого появляется Андрей Мерзликин: "Другого князя у вас нет!". Там же два прекрасных контратенора Владимир Магомадов и Олег Рябец взывают к совести то князя, то народ… Актеры пластического театра в одеждах разбойников и черни цепляются за стенки арки, словно бы святой дух их пытается из храма выбросить наружу…

Все картины в деревянной арке метафоричны, понятны, четкий рисунок хореографии и правильно выстроенные мизансцены не вызывают вопросов у зрителей. Чего не скажешь о происходящем на переднем плане сцены - кажется, здесь постановщику еще есть что "подчистить". Слишком много лишних движений, слишком много артистов, изображающих то народ, то лесных разбойников, то княжескую дружину, то всех их одновременно…

Другое дело - хоры. Все на своем месте. И у каждого своя партия, идеально вписанная в древнерусский сюжет. Это и бояре, как всегда ищущие выгоды даже в трагедии, и народ, недоумевающий над решениями князя, что хочет быть добрым в эпоху, когда зло набирает силу. Это и некий глас Божий, что в древнегреческом духе напоминает о правде и справедливости. Диалог хоров - абсолютно разных и по жанрам, и по составу (прекрасно соседствуют друг с другом и народники, и студенты, и Камерный хор Московской консерватории, и даже Ансамбль ФСБ России), - новаторская и мощная находка композитора. В столь пестрой палитре голосов и смыслов только глухой к истории и современности человек не расслышит нотки страшных параллелей… Век XII продолжается в веке XXI.

Абсолютно неизменным в новой версии остался и сюжет "Сказа о Борисе и Глебе". Киевский князь Ярослав, в ту пору еще не названный Мудрым, но уже одолевший в тяжелой войне Святополка, объезжает свои владения. Он хочет познакомиться со своим народом, хочет объяснить ему - началось новое время, мирное, спокойное. Но народ требует казней.

Объезд начинается с Вышгорода, в котором похоронены его убитые братья Борис и Глеб… Ярослав пытается найти убийц и одновременно надиктовывает летописцу Нестору узнанные им страшные подробности… Реплик у Андрея Мерзликина немного, однако, безусловно, это одна из самых интересных ролей актера. Чайковский считает его образ смесью Ричарда III с королем Лиром.

"Это жесткий, умный, ловко манипулирующий мнением толпы правитель, но в то же время где-то не чувствующий своих поданных, он не видит и не слышит братьев, Бориса и Глеба. Народ слышит их глас, а Ярослав - нет. Это важный драматургический ход", - объясняет композитор.

Но образ Ярослава был бы не полным без солирующего альта. По сути, это отдельный персонаж, который то "доигрывает" роль Ярослава, то "разговаривает" с Борисом и Глебом. Он "нервничает", стонет, молится… В трактовке композитора, альт - это образ судьбы всего княжеского рода, можно даже взять выше - всей власти. У нее на Руси никогда не было спокойных и ровных "партий".

Для поклонников альтиста Башмета - это настоящий подарок, маэстро в последнее время не часто балует публику своим соло.

Критики единогласны: возвращение хоровой оперы "Сказ о Борисе и Глебе" на сцену - событие в музыкальном мире. Дело не только в масштабности и оригинальности. Это очередная попытка Юрия Башмета и его команды довериться искусству, которое, как оказывается, до сих пор может убедительно говорить "о силе любви и памяти". Без них "добрый народ русский" в один хор никогда не собрать.