Оперный певец Москальков поет для наших бойцов на фронте
На видео, которое легко можно найти в соцсетях, оперный певец Сергей Москальков поет для наших бойцов. Тут интересно все: и где поет - в гараже, рядом с линией фронта; и что поет - "С чего начинается Родина"; и как поет - по глазам фронтовиков видно, что мысленно они где-то там, у своих домов и заветной скамьи у ворот.
Москальков был приглашенным солистом московского и минского Больших театров, пел в Геликон-опере. И вдруг - линия фронта в двух шагах. Слышны не скрипки и валторны, а дроны-камикадзе, мины и снаряды. Вместо премьер - гуманитарка, концерты и встречи. Кто-то даже назвал его "Голосом СВО" - неспроста. Так с чего начинается Родина? Об этом "РГ" поговорила с артистом.
Сергей, ваш дед был изобретателем, специалистом в области энергетики и известен даже своим "аппаратом Москалькова". Отец ваш пошел по стопам своего отца. Но вы как-то резко отклонились от курса. Почему же вы решили прервать династические традиции?
Сергей Москальков: На самом деле никакого груза династии я не чувствовал. Я был свободен в выборе своего пути. С самого детства мама занималась моим всесторонним развитием - книжки, музыка, рисование. Одной из семейных традиций были песни. Во времена моей юности практически в каждой квартире были проигрыватели, пластинки, но люди еще продолжали по инерции петь. За последние два-три десятилетия на наших глазах эта традиция умерла. Жаль. В русском народе песня всегда была чем-то всеобъемлющим, сопровождала на всем пути: с песней учились, трудились, сватались, женились, уходили в другой мир. В песнях у нас всегда проживали все происходившее с каждым из нас и со всей страной… Недавно я наткнулся на песни об Отечественной войне 1812 года - это же потрясающе! Насколько точно они передают и события своего времени - в этих песнях и имена участников боев, и настроения народа и власти...
Судя по вашему фронтовому репертуару, вы большой поклонник советской песни. Ностальгируете - а как же высокое оперное искусство?
Сергей Москальков: Я считаю советскую песню одной из вершин русской культуры - как шатровое зодчество, как русская поэзия Золотого века, как русские классические романсы. Всегда любил эти песни, но исполнять их стал тогда, когда стал приезжать на Донбасс. До этого пел преимущественно итальянскую оперу.
Но, кстати, советская песня, как правило, писалась для академического исполнения, и мне как оперному певцу исполнять ее - одно удовольствие. И еще, знаете, какое я сделал открытие, изучая советскую эстраду и музыку о войне? Оказывается, многими нашими по-настоящему великими песнями XX века мы обязаны режиссерам. К примеру, "Спят курганы темные" впервые прозвучали в фильме "Большая жизнь". Режиссер Леонид Луков раз сорок заставлял композитора Никиту Богословского переписать песню - тому никак не удавалось сочинить то, чего ждал режиссер. Переругались вдрызг - но Богословский все же написал. Это был, вдумайтесь, сорок четвертый вариант мелодии.
Песня "С чего начинается Родина" - тоже, видимо, режиссерская находка…
Сергей Москальков: Я об этом часто сейчас рассказываю бойцам - не все же петь, нужно с ними и поговорить. На кинокартине "Щит и меч" консультантом был легендарный разведчик Александр Святогоров. Это он на худсовете рассказал режиссеру Владимиру Басову, о чем думает человек, который вынужден годами жить на чужбине. Все образы в его воспоминаниях вполне конкретны - колодец в родительском дворе, деревце в саду, мама, которая читает на ночь сказку, соседская девчонка. Басов прислушался и вскоре нашел очень точные стихи Михаила Матусовского. Но надо было, чтобы этим стихам поверил композитор Вениамин Баснер - ну какой букварь, какие картинки, это все как-то несерьезно. Убедить режиссеру удалось. По воспоминаниям Баснера, даже мотив песни ему удалось найти во многом благодаря режиссеру.
"С чего начинается Родина" - до сих пор шедевр непревзойденный. В нем есть все, что говорит с душой человека и его сердцем.
А если исполнитель фальшивит - какой же тут диалог, какие тут душа и сердце?
Сергей Москальков: Вы за больное сейчас задеваете. Многим представителям современной эстрады нужно запретить исполнять наши военные и патриотические песни, потому что они священны для нашего народа, нашей памяти. Это уже наши молитвы. И коверкать их, кривляться при исполнении, петь, не обладая голосом, а то и слухом, - это святотатство. Конечно, в Советском Союзе было немало песен и проходных - но даже их исполняли профессионалы. Часто так, что мурашки бежали. Почему сегодня перестали серьезно относиться к исполнению советской песни? Кажется, сами авторы тех песен никому такого права не давали.
На фронте имеет значение, кто и как поет для бойцов? Или - приехали, и за это спасибо?
Сергей Москальков: Любой человек из телевизора, приехавший на фронт, - уже событие для солдата, уже большая моральная поддержка. Не только для бойцов, но и для жителей освобожденных городов. Даже если ты не суперзвезда, тебе там рады искренне. Ко мне однажды в Северодонецке подошла женщина, спрашивает - вы из Москвы? Я говорю - да. Как же она была счастлива! Там людям важно чувствовать, что они не забыты, что мы действительно вместе, одна страна. И все же…
Одно дело приехать поговорить, истории из жизни рассказать, анекдоты потравить - другое дело петь. Как-то мы были у разведчиков под Бахмутом, в том самом гараже, где было записано видео "С чего начинается Родина", - и командир попросил: не надо петь. Тяжелая ситуация, все устали, не до песен. Но пока мы общались, кто-то все-таки сказал - что, зря певец приехал что ли! И я начал петь "Вечный огонь", который чаще вспоминают по первой строчке: "От героев былых времен". А через какое-то время командир вдруг поворачивается ко мне с широкими глазами - как ты это делаешь? Да я и сам не знаю, как. Одно знаю точно: петь для галочки на фронте - грех.
Не могу не спросить: вы же были одним из основателей театра "Русская опера", у вас есть ученики по всему миру, немало музыкальных проектов….
Сергей Москальков: Хотите спросить, зачем я так "подставился", когда стал ездить на Донбасс? (Смеется).
Не просто ездить - еще возить гуманитарку, собирать деньги на внедорожники для фронта. Не секрет, что для кого-то из ваших коллег - это просто запредельное "ватничество"…
Сергей Москальков: Не сказать, что я был человеком "тусовки", хотя, бесспорно, многие из тех, кто сегодня по другую от меня сторону баррикад, были моими друзьями, хорошими знакомцами. Но еще во времена "Живого журнала" - у меня там был популярный блог - я не скрывал своего отношения к нынешнему состоянию нашей эстрады. К тем, кто издевается над всем русским, советским в нашей культуре.
В 2014-м я был рад присоединению Крыма. Все последующие восемь лет болел за Донбасс, участвовал в каких-то сборах средств, но в целом порыва немедленно отправиться в Донецк или Луганск у меня не возникало. Занимался своими делами, решал свои проблемы. А весной 2022 года я вдруг ощутил, что мы легко можем оказаться на пороге февраля 1917-го. Атмосфера вокруг, среда творческой интеллигенции, "тусовка" - судя по разным воспоминаниям и свидетельствам очевидцев времен революции - показалась мне очень похожей: только теперь все это я сам наблюдал вокруг себя. Это меня напугало, и я понял - если мы действительно хотим победить, то вместе со Специальной военной операцией должна проводиться культурная спецоперация. И стал делать то, что могу на своем маленьком фронте.
Вы - художественный руководитель проекта "Плечом к плечу". Музыканты Луганска и вашего родного Челябинска вместе аккомпанируют - и вы гастролируете с советскими песнями еще и по уральским городам… Что дает этот проект там и тут, на Донбассе?
Сергей Москальков: В один из своих первых приездов на Донбасс я познакомился с артистами и музыкантами оркестра Луганского музыкально-драматического театра - теперь он носит имя недавно ушедшего из жизни худрука, прекрасного артиста Михаила Голубовича. Там потрясающие люди, талантливые, трудолюбивые, очень чистые в своих намерениях. Настоящие служители муз. Но, увы, на гастроли театр, по понятным экономическим причинам, вынужден ездить с "минусовкой", а не с оркестром.
И я уже тогда подумал - надо их вывозить. И вот летом 2024 при поддержке Президентского фонда культурных инициатив все получилось - ребята из Луганска приехали в Челябинск, и здесь вместе с областным симфоническим оркестром и Камерным хором им. Валерия Михальченко давали концерты. А после - гуляли до утра. Жара, красота, и никакого комендантского часа - счастье!
Даже ради одних их улыбок - стоило все это затевать. Надеюсь, проект будет жить еще долго. Как ни крути, хорошая, настоящая песня до сих пор объединяет всех нас - бывших жителей бывшего СССР.