"Роман с омским оркестром": дирижёр Михаил Голиков о космическом масштабе партитур классиков
Что общего у Спартака, Юпитера, Паганини? Разбираемся с дирижёром, объединившим эти имена в симфонической программе. 13 февраля за пульт Омского симфонического оркестра вновь встанет Михаил Голиков - главный дирижёр и художественный руководитель Международного оркестра "Таврический". В преддверии концерта мы пообщались с маэстро и узнали, куда бы отправился дирижёр, окажись у него временной портал и почему в 21-м веке человечество осознало потребность в классической музыке, а также обсудили, чем объединены произведения программы "Спартак и Юпитер": Анданте для флейты с оркестром до мажор и Симфония № 41 до мажор "Юпитер" Моцарта, Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром С. Рахманинова и сюита из балета "Спартак" А. Хачатуряна. - Михаил, в текущем филармоническом сезоне у вас с Омским симфоническим оркестром совместный абонемент. Первый концерт "Колесо судьбы" произвёл на публику большое впечатление . Не боитесь 13 февраля снизить градус напряжения в зале? - Мне повезло с тем, что концерты абонемента мы начали именно с исполнения двух совершенно фантастических, эпохальных кантат Carmina Burana Карла Орфа и "Реквием ре минор" Амадея Моцарта. Казалось бы, этим уже все сказано! Но на самом деле, как часто бывает в кино, мы увидели последние кадры фильма, последнюю серию сериала. Теперь будем листать назад, открывая неожиданные страницы. Ближайший концерт, который планируется 13 февраля, связан с совершенно разными героями и с музыкой разного времени. Тем не менее сочинения объединены чувственной сферой: страсти, сильнейшие душевные переживания заложены в каждое произведение этой программы. Надеюсь удивить этим омскую публику - горячо любимую мною публику, но, безусловно, очень взыскательную. В программе - произведения мировых афиш. Последнее симфоническое сочинение великого венского композитора, рапсодия на тему Николы Паганини Сергея Рахманинова, сюита из балета "Спартак" Арама Хачатуряна - программа, на которую можно идти, ожидая необычное прочтение произведений. Надеюсь и верю, что мои идеи, которые будут отражены в исполнении, найдут отклик, а главное, подарят удивительно длинное послевкусие каждому зрителю. - Что, на ваш взгляд, объединяет как исторических, так и мифологических персонажей: Юпитера, римского гладиатора Спартака и гения Паганини ? - С образами в этой программе всё не так просто, как может показаться на первый взгляд. Начнём с того, что мифологический образ бога силы и огня Юпитера к симфонии Моцарта, я бы сказал, немного притянули за уши. Это достаточно известный факт, что Моцарт никогда не называл свою 41-ю симфонию "Юпитер". Есть несколько версий появления этого названия. По одной из них, оно было дано известным антрепренёром, который занимался организацией концертов и гастролей Моцарта. Иная версия гласит, что это название дали поклонники Моцарта, которые услышали симфонию, но сделать они это должны были уже после смерти композитора, ведь нет ни одного доподлинного исторического факта о том, что эта симфония когда-либо была исполнена при жизни Моцарта. Третья версия - здесь название даёт всё тот же знаменитый продюсер, но не музыке Вольфганга Амадея, а одной из симфоний Гайдна, с которым, как сказали бы сегодня, он работал как прокатчик. И тем не менее именно под названием "Юпитер" все знают 41-ю симфонию. Если быть честным, конечно, в этой музыке как ни в каком другом симфоническом произведении Моцарта нет столько света, силы, энергии огня и огромного пространства, которое, мне думается, можно сравнить со Вселенной. И уж если говорить про Юпитер, то для меня здесь речь идёт даже не о боге Юпитере, а, скорее, о планете! Что касается Спартака и Паганини, да, на первый взгляд, наверное, их ничего не объединяет: великий гладиатор, возглавлявший восстание рабов в Древнем Риме, и "скрипач дьявола". Однако всех героев, безусловно, объединяет любовь, которая является главенствующим чувством в каждой ноте этой программы. Любовь, которая, безусловно, двигала Арамом Хачатуряном, когда он только задумывал написать балет о древнеримском гладиаторе в 1941 году, когда была Великая Отечественная война. И именно любовь к своему великому, многогранному и многонациональному народу позволила Хачатуряну осмелиться написать балет о древнем герое Спартаке. Любовь к истории человечества, любовь к тому, что называется подвиг самопожертвования. И здесь же можно сказать о любви Сергея Васильевича Рахманинова к своему коду русского музыканта. Несмотря на то что за основную тему этой рапсодии была взята музыка Николы Паганини, любовь там в каждой ноте и в каждой интонации. И, конечно, Моцарт - он сам является любовью, это богом поцелованный композитор, оставивший удивительный след и свет в нашем мире. Он не мог без любви создать 41-ю симфонию, написанную в самой светлой и мощной тональности до мажор, с финалом, основанным на пяти темах. Недаром Пётр Ильич Чайковский, когда услышал это сочинение, воскликнул: "Это одно из симфонических чудес света!" Поэтому чудеса и любовь - это то, что объединяет всех героев, участников концерта и музыку! - Вновь на сцене под вашим руководством прозвучит Моцарт . Какая грань композитора будет раскрыта в этот раз, чем она отлична от его "Реквиема"? Какие особенности его композиторского языка раскроются омскому зрителю ? Как обывателю понять все художественные средства и что они выражают в сочинениях Моцарта? - Это очень объёмный вопрос. Наверное, о нём можно целые лекции читать, они кем-то даже написаны. Если говорить о моём музыкальном послании, то, конечно, это будет совершенно иной Моцарт. Хотя бы потому, что жанр траурной мессы и самая светлая симфония находятся на разных полюсах. Напомню, в программе первого отделения концерта планируются два произведения Моцарта: Анданте для флейты с оркестром, написанное в 1778 году, и написанная через десять лет, в 1788 году, последняя Симфония № 41. Оба этих сочинения написаны в до мажоре, это уже говорит о многом. Анданте для некоторых является красивой салонной пьесой, но, на мой взгляд, это не совсем так, но флейта и правда своим грациозным звуком радует слушателей, эстетически лаская их вкус. 41-я симфония действительно гениальна несколькими фактами. В первую очередь, конечно, зрителю стоит обратить внимание на финал. Любая музыкальная форма - игра основной темы, побочной и заключительной, тех вариаций и той работы с материалом, которой композитор хочет выразить свою основную мысль. Так вот, в финале 41-й симфонии использовалось пять тем. И те фуги, и та полифония, которую использует Моцарт, в его времена никто не мог себе позволить - это был высший пилотаж. На это был способен Иоганн Себастьян Бах чуть ранее, и более никто! - Как считаете, история музыки и истори я человечества связаны напрямую? Какой период для себя определяете как самый интересный? - Мне кажется, очень интересна история 20-го века: мы многого не понимаем и многого о ней ещё не знаем. Да, если бы мне предложили когда-нибудь совершить несколько визитов в прошлое на машине времени, я бы точно переместился в конец 20-х - начало 30-х годов прошлого века нашей страны. Я бы хотел лично почувствовать дыхание времени, увидеть, как вели себя и как действовали правители, люди второго эшелона власти, идеологи, фанатики, наоборот, бюрократическая номенклатура, деятели искусства, культуры, торговли. Мне было бы это очень интересно, ведь о многом мы сегодня можем вовсе не догадываться. Чаще всего именно симфоническая музыка Прокофьева, Шостаковича, Мосолова, Попова, Дунаевского, Хачатуряна подсказывает нам об истории гораздо больше, чем мы можем узнать из учебников, которые только за последние 30 лет неоднократно переписывались. Если бы мне довелось второй раз слетать в прошлое, я бы хотел посетить времена Петра Великого и посмотреть на то, как зарождалась страна, которую мы знаем сегодня, именно при первом императоре. Была ли там хоть какая-то музыкальная жизнь? Не так много мы про это знаем. - А сегодняшний день в истории музыки как бы описали? - Очень рано отвечать на этот вопрос. Музыке нужно как минимум три десятка, а чаще и пять десятков лет, чтобы "вылежаться": уйти из истории той музыки, которая совсем не связана со временем, и закрепиться в той, что прошла испытания зрителем, временем, идеологией, характером жизни и её темпоритмом. Конечно, есть музыкальные произведения, о которых в будущем так же кто-то будет рассуждать. - Какой самый неожиданный для себя отзыв слышали после концерта? Вам признавались, что ходят на исполнение музыки только под вашим руководством? - Для меня важен отзыв каждого поклонника. Даже не так (улыбается) : каждого своего поклонника я готов обнять лично, а мнение каждого зрителя важно, интересно и дорого. Буду честен - да, мне признавались в том, что любят ходить слушать музыку именно в моей интерпретации. Интерес к моему прочтению классики - главное признание поисков роста и то, ради чего я стараюсь расти дальше. Наверное, это и есть главное признание в жизни любого дирижёра. - Наверняка после концерта вас поджидают фанат ы классической музыки? - Сотни фанаток - это практически ничто! Тысячи фанаток поджидают меня после каждого концерта в моём сознании. Иногда они материализуются у некоторых залов (улыбается) . Численность армии поклонников классической музыки именно сегодня возрастает! Людям нужна музыка глубокая; музыка, в которой можно отвлечься от реальной новостной повестки, в которой мы живём; музыка, в которой можно найти ответы. Сделать это не в десяти разных блогах, а отыскать ответы в своём сердце. Они будут не текстом написаны на любом из ныне существующих или же мёртвых языков - они окажутся на языке чувств! Фото: Илья Петров